Аттестация работников: что нужно знать работодателю? Каков порядок проведения аттестации персонала при внедрении профстандартов в МУ? Проведение внеплановой аттестации на соответствие занимаемой должности

" № 3/2016

Что такое аттестация? Какова роль профессиональных стандартов при установлении квалификационных требований? Для работников каких категорий аттестация обязательна? Что рекомендуется включать в положение о проведении аттестации?

Аттестация – процедура, обязательная для определенных категорий работников. Проводить ли аттестацию в остальных случаях – решает работодатель. Трудовой кодекс с проведением аттестации связывает прежде всего увольнение по ее результатам работника, не соответствующего квалификационным требованиям. Основная цель осуществления данной процедуры – установить соответствие квалификации работника занимаемой должности. И как раз сейчас в связи с принятием огромного количества профессиональных стандартов многим работодателям приходится задумываться или об установлении порядка аттестации, или о внесении изменений в уже существующий порядок. Обо всем этом и поговорим в статье.

Трудовой кодекс не поясняет, что такое аттестация. Руководствуясь другими источниками, можно сформулировать, что аттестация – это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе. Основной задачей при аттестации является проверка профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором.

Требования проводить аттестацию для всех работодателей без исключения в законодательстве нет, но считаем, что разработать порядок ее проведения необходимо всем. Тем более сейчас, когда, как мы уже сказали, появилось множество профессиональных стандартов, которые с 1 июля 2016 года станут обязательными для ряда работодателей.

Профессиональные стандарты при установлении квалификационных требований

Напомним, что согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. А фактически это усовершенствованная форма квалификационных справочников ЕКС и ЕТКС, сочетающая в себе требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. По факту принятия профстандартов положения квалификационных справочников будут постепенно отменяться.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

Согласно п. 25 Порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, профессиональные стандарты используются работодателем:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, в том числе для определения трудовой функции работника;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;
  • при установлении систем оплаты труда.

Сейчас пока действуют и справочники, и стандарты. И на сего­дняшний момент при применении этих документов следует учитывать, что в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если по ТК РФ, иным федеральным законам с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или положениям профессиональных стандартов.

А с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ, согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д., то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования, в частности к образованию. Например, работники контрактной службы в сфере закупок согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Кроме этого, ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50% акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профстандартов будет устанавливать Правительство РФ.

В силу ч. 2 и 3 ст. 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, используются работодателями в качестве основы при определении требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных принятыми технологиями и организацией производства и труда.

Таким образом, уже сейчас, хотя приняты еще не все профессиональные стандарты, работодатель может предположить, окажутся ли они обязательными для той или иной должности, специальности. Вероятно, в дальнейшем в федеральные законы и нормативные правовые акты будут вноситься изменения по поводу квалификационных требований. В любом случае, если законами, нормативными актами и профстандартами установлены подобные требования, придется вносить изменения в должностные инструкции, трудовые договоры, положение о проведении аттестации и другие локальные документы.

Не исключено, что работодателям уже следует позаботиться о том, в какие образовательные организации направлять работников на или переподготовку, если их квалификация не будет соответствовать установленным в стандартах требованиям. Отметим, что сразу уволить работников, не соответствующих новым требованиям, работодатель не сможет. Сначала придется провести аттестацию, по результатам которой в первую очередь все-таки нужно рекомендовать работнику получение дополнительного образования или перевод на другую должность. Если же работник откажется, то его, скорее всего, придется уволить по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – как не соответствующего занимаемой должности.

Возможно, ближе к делу Правительство РФ представит конкретные разъяснения по поводу порядка действий работодателя по отношению к работникам, не соответствующим требованиям обязательных профстандартов.

Утверждаем положение о порядке проведения аттестации

Итак, независимо от того, установлен порядок аттестации нормативными правовыми актами или нет, в каждой отдельно взятой организации должен быть свой локальный нормативный акт, регламентирующий такую процедуру.

Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок аттестации определяется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Нормативных актов, устанавливающих порядок проведения аттестации, довольно много, например:

  • Приказом Минобрнауки РФ от 30.03.2015 № 293 утверждено положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу;
  • Приказом Минобрнауки РФ от 27.05.2015 № 538 – порядок проведения аттестации лиц, занимающих должности научных работников;
  • Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 – положение об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
  • Приказом МВД РФ от 14.03.2012 № 170 – порядок аттестации сотрудников ОВД.

Если для той или иной категории работников порядок установлен, при разработке своего положения нужно руководствоваться определенным законодательно порядком аттестации.

Нормативно-правового акта, который определял бы общие правила проведения аттестации, нет. При разработке положения в тех организациях, для которых такой порядок не установлен законодательством, можно использовать специальные нормативные правовые документы. Некоторые специалисты рекомендуют в качестве образца использовать, например, Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи», поскольку данный документ в качестве основы порядка проведения аттестации применяют суды.

В положение о порядке проведения аттестации рекомендуем включить следующие разделы:

Обратите внимание

При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ).

  1. Графики проведения аттестации.
  2. Работники (подразделения), ответственные за подготовку материалов для комиссии и участвующие в проведении аттестации.
  3. Критерии оценки.
  4. Порядок проведения аттестации, в частности формы проведения аттестации, порядок уведомления работников о ней, проведения заседания аттестационной комиссии, голосования, ведения протокола заседания аттестационной комиссии, ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии.
  5. Последствия аттестации.

Положением могут быть утверждены формы соответствующих документов, например протокола комиссии, аттестационного листа. Что касается критериев оценки квалификации работников, их можно установить также отдельным локальным документом либо приложением к положению.

Положение утверждается руководителем организации путем издания приказа или проставления грифа «Утверждаю» за подписью руководителя и печатью организации. При этом на положении должна быть отметка представительного органа работников, если такой есть в организации. С утвержденным положением работников следует ознакомить под роспись.

Проведение аттестации каждый раз оформляется приказом, которым также может быть утвержден персональный состав аттестационной комиссии. Кроме этого, обязанность проходить аттестацию можно прописать в трудовых договорах.

Результаты аттестации

Результаты аттестации оформляются протоколом аттестационной комиссии, на основании которого работодатель принимает окончательное решение по ее итогам. Есть следующие варианты заключения комиссии:

  • работник соответствует занимаемой должности;
  • работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его трудовой деятельности;
  • работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  • работник не соответствует занимаемой должности.

Кроме этого, работнику может быть рекомендовано поощрение, направление на повышение квалификации, перевод на другую должность. И, наконец, возможно увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – за несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Принимая решение об увольнении, помните, что по результатам аттестации не могут быть уволены следующие категории работников:

  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет;
  • одинокие матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (в возрасте до 14 лет);
  • другие лица, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 14 лет без матери;
  • родители (иные законные представителя ребенка), являющиеся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3 лет в семье, воспитывающей 3 и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях (ч. 1 и 4 ст. 261 ТК РФ);
  • работники, находящиеся в отпуске или на больничном (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

Если в результате аттестации один из таких работников будет признан не соответствующим занимаемой должности, вы можете или предложить ему пройти обучение, или перевести его на другую должность.

Следует отметить, что увольнение некоторых работников допускается только с учетом мнения или при согласии соответствующего органа:

  • представителей работников в период ведения коллективных переговоров (ч. 3 ст. 39 ТК РФ);
  • работников, являющихся членами профсоюза (ч. 2 ст. 82 ТК РФ);
  • работников в возрасте до 18 лет (ст. 269 ТК РФ);
  • представителей работников, участвующих в разрешении коллективного трудового спора (ст. 405 ТК РФ);
  • работников, участвующих в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 415 ТК РФ);
  • работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам (ст. 171, 373 ТК РФ);
  • руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы (далее – руководители (их заместители) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций) (ст. 374, 376 ТК РФ).

Обратите внимание

Прежде чем расторгнуть с работником по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан предложить другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья (ст. 81 ТК РФ).

Согласно п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 81 работодатель обязан представить доказательства того, что сотрудник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести сотрудника с его согласия на другую имеющуюся у этого работодателя работу. Доказательством является предложение работнику вакантных должностей или уведомление об отсутствии таковых, оформленное в письменном виде, и письменное согласие или отказ работника от предложенных вакансий.

В случае согласия работника на перевод на другую должность работодатель заключает с ним соглашение к трудовому договору, на основании чего издается приказ о переводе, а в трудовую книжку вносится соответствующая запись.

Если же работник не согласен на перевод, он подлежит увольнению. Расторжение трудового договора оформляется приказом, который может быть составлен по унифицированной форме Т-8. В качестве основания приказа указываются реквизиты протокола (заключения) аттестационной комиссии о несоответствии работника занимаемой должности. После издания приказа вносятся записи в трудовую книжку и в личную карточку работника.

Какие ошибки допускают работодатели?

При проведении аттестации работодатели допускают немало ошибок. Особенно часто обращаются в суд работники, уволенные в связи с несоответствием занимаемой должности. И как показывает судебная практика, таких работников часто суд восстанавливает.

Одна из самых распространенных ошибок – нарушение порядка проведения аттестации.

Так, сотрудник был восстановлен на прежнем месте работы, поскольку при увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель нарушил порядок аттестации. В частности:

  • в состав аттестационной комиссии входило 6 членов, каждый из которых принимал участие в голосовании, тогда как согласно положению о проведении аттестации таких членов должно быть 5;
  • отсутствуют подписи членов комиссии в аттестационном листе;
  • работодателем превышен установленный положением срок увольнения – не более 2 месяцев со дня аттестации (Определение Приморского краевого суда от 09.09.2015 по делу № 33-8071/2015).

Следующая распространенная ошибка – из аттестационных документов не следует вывод о несоответствии работника занимаемой должности.

Например, суд при рассмотрении дела о восстановлении работника установил, что из аттестационного листа и протокола заседания аттестационной комиссии нельзя сделать вывод о несоответствии истца занимаемой должности, так как вопросы, указанные в аттестационном листе, не связаны с содержанием должностной инструкции работника. В протоколе отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии, в связи с чем невозможно сделать вывод о том, что вопросы истцу задавались в рамках его должностных обязанностей, как предусмотрено Положением об аттестации организации, и что квалификация истца не соответствует его должностным обязанностям (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241).

А вот в Апелляционном определении Иркутского областного суда от 11.11.2015 № 33-10227/2015, например, было установлено, что решение аттестационной комиссии было принято на основании представления руководителя, которое не является мотивированным и носит произвольный характер, а имеющимися в деле доказательствами не подтверждено несоответствие работницы занимаемой должности. В результате уволенная была восстановлена.

В некоторых случаях, увольняя по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работодатели вообще не проводят аттестацию (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.07.2015 по делу № 33-4186).

Есть судебное решение, которым сотрудник был восстановлен, поскольку работодатель не создал ему нормальных условий для выполнения работы. Суд сделал вывод, что при решении вопроса о несоответствии работника занимаемой должности и недостаточности его квалификации следует учитывать, что несоответствие – это объективная неспособность должным образом выполнять порученную работу, а в низкой квалификации нет субъективной вины работника, но она может служить критерием для признания его не соответствующим выполняемой работе, занимаемой должности.

По общему правилу несоответствие работника обязан доказать работодатель, подтвердив, что объективная неспособность качественно выполнять обусловленную трудовым договором работу проявляется в неудовлетворительных ее результатах, систематическом браке и т. д. Если же сотрудник неудовлетворительно выполняет свою работу потому, что работодателем не созданы нормальные условия труда, это не может считаться несоответствием (Определение Свердловского областного суда от 25.07.2013 по делу № 33-8622/2013).

Заключение

Аттестация работников – это довольно сложный многоэтапный процесс, который надо правильно организовать. В первую очередь, работодателю следует серьезно подойти к оформлению документов, в том числе положения, в котором нужно прописать не только общие условия, но и разные нюансы. Должны быть оформлены графики аттестаций, протоколы, аттестационные листы, приказы и т. д.

Кроме того, конечно, все, что прописано в таких документах и нормативных актах, нужно соблюдать. Также помните, что одно из основных назначений аттестации – проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе. А для этого необходимо, чтобы были установлены и сами квалификационные требования, и должностные обязанности, и критерии их оценки.

Оценка профессионального уровня работника должна быть объективной и всесторонней и при вынесении решения нужно учесть и то, как работник проявил себя в течение трудовой деятельности, имеет ли он поощрения или, наоборот, взыскания. Суды при разбирательствах будут учитывать все.

Ну и сама по себе хорошо организованная аттестация поможет работодателю с принятием управленческих и кадровых решений.

«Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности 2017-2018 годов — актуальная процедура, позволяющая оценить профессиональный уровень работников. Ее главная цель — обеспечение организации компетентными кадрами, поскольку прохождение аттестации сотрудниками является гарантией их профессионализма и эффективной трудовой деятельности.

В каких случаях аттестация обязательна?

В соответствии с ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации могут регулировать нормы права, содержащие положения трудового законодательства, и внутренние акты организации, принятые с учетом мнения профсоюза. Действующее трудовое законодательство не требует от всех работников проходить эту процедуру — такая обязанность закреплена лишь за определенными категориями сотрудников, в частности:

Аттестация работника на соответствие занимаемой должности в случаях, перечисленных выше, — обязательная процедура, хотя и тут возможны исключения. Например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110, далее — Положение) освобождает сотрудников от аттестации:

  • в период беременности;
  • во время отпуска по уходу за ребенком;
  • если срок трудовой деятельности после выхода из отпуска по уходу за ребенком не превышает 12 месяцев;
  • при возрасте старше 60 лет;
  • если срок работы на новой должности не превышает одного года.

Как правило, обязательная аттестация проводится раз в 3-5 лет. Периодичность работодатель может установить самостоятельно с учетом мнения профсоюза.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2017-2018 годах (виды и документация)

Аттестация может быть плановой и внеплановой. Первая проводится в случаях, предусмотренных законом или локальными актами компании. Внеплановая же актуальна при возникновении опасных ситуаций на производстве, фиксации фактов недобросовестного выполнения обязанностей или повышении сотрудника в должности.

Согласно п. 7 Положения, перед проведением аттестации организация должна издать документ, содержащий информацию:

  • о создании аттестационной комиссии;
  • утверждении графика процедуры;
  • составлении списка аттестуемых;
  • подготовке документов для проведения процедуры.

Обязанность сотрудника проходить аттестацию можно зафиксировать в трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка или каком-либо другом локальном акте организации. Также целесообразно описать в должностной инструкции обязанности работника — эта информация станет критерием оценки соответствия его профессионального уровня предъявляемым требованиям.

Не знаете свои права?

Проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности

Процедура аттестации работников на соответствие занимаемой должности 2017-2018 годов, как и ранее, проводится в несколько этапов.

В период подготовки отдел кадров предприятия проводит следующие мероприятия:

  • оформление документации (приказов, распоряжений, бланков);
  • формирование аттестационной комиссии;
  • разработка методики проведения процедуры;
  • подготовка и утверждение программы;
  • информирование работников о предстоящей процедуре.

Основной этап — это проведение процедуры аттестации. Сотрудники и руководители в этот период готовят отчеты о проделанной работе и ее результатах, а комиссия, утвержденная приказом, должна:

  • изучить отчеты;
  • заслушать аттестуемых;
  • проанализировать результаты аттестации;
  • принять решение по каждому работнику индивидуально.

Комиссия состоит из нескольких человек: председателя, его заместителя, секретаря и других участников. В числе прочих в ее состав включают обычно представителей работодателя, государственных органов, профсоюза. Кроме того, п. 8 Положения требует включать в состав комиссии независимых экспертов (1/4 от общего числа участников), которыми могут быть представители научных, образовательных и других организаций. Именно такой состав комиссии служит гарантией вынесения компетентной и объективной оценки.

Заключительный этап аттестации включает в себя:

  1. Анализ результатов аттестации.
  2. Подведение и утверждение итогов.

В зависимости от вынесенного решения работодатель может поощрить сотрудников, успешно прошедших процедуру, или направить на обучение, если этот рекомендовала аттестационная комиссия. После проведения процедуры руководство компании должно дать сотрудникам возможность ознакомиться с ее результатами и предоставить копии итоговых документов.

Итоги аттестации

Результатом аттестации работников на соответствие занимаемой должности 2017-2018 годов должно стать решение комиссии, которое может быть выражено в формулировках типа:

  • «уровень профессионализма сотрудника соответствует его функциям и должности»;
  • «сотрудник соответствует должности и достоин поощрения»;
  • «работник соответствует должности при условии прохождения переподготовки»;
  • «профессиональная подготовка сотрудника не соответствует его должности» и т. д.

В случае выявления несоответствия профессионального уровня работника занимаемой им должности работодатель имеет право направить того на обучение или уволить на основании п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ. Решившись на увольнение, руководитель должен прежде предложить неаттестованному сотруднику вакантные должности на предприятии, соответствующие уровню его квалификации (включая вакантные должности в другой местности, если это предусмотрено коллективным соглашением или трудовым договором).

Принимая решение об увольнении, руководитель предприятия должен убедиться в достоверности документов, подтверждающих недостаточную квалификацию (справок, протоколов, докладных записок, свидетельствующих о некачественном выполнении работником своих функций). Локальные нормативные акты компании также должны соответствовать требованиям закона. Также важно помнить, что п. 31 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 требует оценивать выводы аттестационной комиссии в совокупности с другими доказательствами. Если между работником и работодателем возникнет трудовой спор, суд с высокой вероятностью применит это постановление. Таким образом, проводя процедуру увольнения по причине несоответствия занимаемой должности, сотрудники отдела кадров должны быть особенно внимательны, т. к. любое неверное действие работодателя может стать в дальнейшем поводом для восстановления уволенного на работе.

Объективная оценка результатов трудовой деятельности, выявление недостатков в профессиональной подготовке кадров, повышение уровня ответственности работников — вот основные цели аттестации. Для сотрудников она может стать хорошим стимулом для профессионального развития и карьерного роста.

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С 1 июля вступает в силу ст. 195.3 Трудового кодекса, регламентирующая применение профессиональных стандартов. О том, что ждет в связи с этим работодателей и работников, рассказывает представитель Роструда.

Иван Иванович, обязательно ли применение профессиональных стандартов в обычных коммерческих организациях, где нет государственных компенсаций из-за вредных или опасных условий труда, нет установленных федеральными законами особых требований к квалификации работников?

И.И. Шкловец: Если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, не установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или другими нормативными актами, а для должности, профессии или специальности работника законодательством не предусмотрены льготы, гарантии либо ограничения, требования профстандартов не являются обязательными. То есть работодатель может их не применять.

Если работодатель все же захочет применять необязательные по закону требования профстандартов, может ли он установить это приказом?

И.И. Шкловец: Работодатель может установить применение профстандартов локальным нормативным актом. Но этого недостаточно.

Если требования к квалификации, содержащиеся в профстандартах и необходимые для выполнения работы, не установлены законом, а работодатель захочет сделать их обязательными, это, как правило, будет означать изменение организационных или технологических условий труда.

Поэтому необходимо будет внести изменения в условия трудовых договоров с работниками. И нужно согласие работников на продолжение работы в изменившихся условиях.

В отдельных же случаях применение профессиональных стандартов может потребовать изменения трудовой функции, а это допускается только с согласия работника.

Может ли работодатель установить, что требования профстандартов соблюдаются выборочно: только отдельные их положения и (или) только для некоторых должностей либо вообще для отдельных работников?

Например, может ли работодатель от одного бухгалтера требовать наличия предусмотренного профстандартом образования, а от другого, который уже хорошо себя зарекомендовал, не требовать?

И.И. Шкловец: Нет, выборочный подход, когда устанавливается обязательность только отдельных требований профстандартов или когда они применяются в отношении только отдельных работников, нарушает один из принципов регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников.

Как проводится оценка соответствия профстандартам: своими силами или с привлечением специализированной организации?

И.И. Шкловец: Возможны оба варианта. Сейчас начинает формироваться национальная система профессиональных квалификаций, вносятся изменения в Трудовой кодекс, принимается федеральный закон «О независимой оценке квалификации». Этот новый закон будет регулировать деятельность по независимой оценке профессионального уровня работников. Центры, которые проводят такую оценку, уже появились, их несколько десятков.

А самостоятельно оценивать соответствие работника требованиям к квалификации работодатель может только в рамках аттестации.

Значит, работодатель может не привлекать специализированную организацию, а посредством аттестации проверить соответствие работников профстандартам?

И.И. Шкловец: Да, ведь одна из целей аттестации - проверка соответствия работника требованиям к квалификации, необходимой для выполнения им трудовой функции. А требования к квалификации установлены как раз профстандартами.

Однако для проведения аттестации необходима серьезная подготовительная работа. В частности, нужно разработать и утвердить положение об аттестации работников и проверке их соответствия требованиям профстандартов, ознакомить с ним работников, создать аттестационную комиссию.

Можно ли уволить работника за то, что он отказался проходить проверку на соответствие профстандарту в рамках аттестации?

И.И. Шкловец: Нет, нельзя, даже если требования профстандарта установлены законом и являются обязательными.

Основанием для расторжения трудового договора с работником может быть только его несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестаци ип. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .

А если в результате аттестации подтвердилось, что работник не соответствует профстандарту, тогда его можно уволить?

И.И. Шкловец: Если в результате аттестации подтвердилась недостаточная квалификация работника, установленная профстандартом для его должности, работодатель имеет право уволить этого работника.

Однако целью внедрения профстандартов является все-таки не избавление от работника, а его соответствие требованиям к квалификации. Если работник не полностью соответствует профстандартам, лучше направить его на дополнительное обучение. И только когда работник сам не хочет повышать свою квалификацию и работать лучше, работодателю следует идти на такие крайние меры, как увольнение.

Можно ли проводить проверку соответствия работника профстандарту без участия работника, по формальным признакам, по наличию документов?

И.И. Шкловец: Нет, подобный способ проверки не предусмотрен законодательством. Полагаю, что и готовящиеся поправки тоже не допускают такой возможности.

Как оформляются результаты проверки соответствия работника профстандартам?

И.И. Шкловец: Это зависит от того, кто проводит такую проверку - специальный центр или сам работодатель. Порядок проверки независимыми центрами и формы документов будут предусмотрены в новом законе.

А если проверка будет проходить в самой организации, работодателю надо будет определить это в своем положении об аттестации работников.

Если работник не согласен с результатом проверки соответствия его квалификации профстандартам, может ли он оспорить такую оценку? Как на практике это сделать?

И.И. Шкловец: Опять-таки это зависит от того, где будет проходить проверка. Если в независимых центрах, порядок обжалования результатов будет установлен законом о независимой оценке квалификации. Если проверку будет проводить работодатель, это должно быть предусмотрено в его положении.

Может ли работник на основании результатов проверки соответствия профстандартам требовать повышение по должности, более высокую зарплату?

И.И. Шкловец: Цель проверки - подтвердить, соответствует ли работник требованиям к квалификации по должности, которую он занимает в данный момент. А не определить, достоин ли он повышения.

Но, конечно, у работника всегда есть право требовать повысить ему зарплату или должность. А удовлетворить это требование или нет, решает работодатель.

Если работник не соответствует профстандарту, обязан ли работодатель предложить ему пройти обучение в рабочее время?

Кто должен оплатить такое обучение - работодатель или работник?

И.И. Шкловец: Работодатель не обязан, но может дать работнику такую возможность. Условия и порядок обучения работников определяются по соглашению сторон (в том числе вопросы оплаты такого обучения) и закрепляются в коллективном договоре, трудовом договоре или соглашении.

Если работник хочет добровольно пройти оценку на соответствие профстандартам в специализированной организации, обязан ли работодатель предоставить ему такую возможность, в частности оформить дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсировать расходы?

И.И. Шкловец: Пока эти вопросы не урегулированы законодательством. Они будут определены в новом федеральном законе о независимой оценке квалификации.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности – 2018 – 2019, если речь не идет о педагогах, ученых, государственных служащих и прочих категориях работников, для которых такая проверка обязательна, проводится по усмотрению работодателя. Основные принципы организации и осуществления аттестации подробно изложены в нашей статье.

Аттестация работников по ТК РФ: общие положения

Законодательство предусматривает обязательную аттестацию только в отношении:

  • Педагогических и научных работников (согласно ст. 332 и 336.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) соответственно). Проверка соответствия таких сотрудников занимаемым должностям должна проводиться как минимум раз в 5 лет. Причем педагоги подвергаются обязательной аттестации только в том случае, если они относятся к профессорско-преподавательскому составу, то есть положение ч. 10 ст. 332 ТК РФ распространяется исключительно на преподавателей вузов.
  • Других работников бюджетной сферы, если это закреплено в отраслевых нормативных актах. Например, это обязательное условие для государственных служащих, которые в соответствии со ст. 48 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ подтверждают свою квалификацию каждые 3 года.

Что касается прочих организаций, необходимость в проведении аттестации персонала определяется их руководством самостоятельно. Ч. 2 ст. 81 ТК РФ любому работодателю предоставлено право закрепить соответствующее положение в локальном нормативном акте предприятия.

Порядок проведения аттестации работников в 2018 - 2019 годах

Порядок аттестации предусматривается ведомственным или локальным нормативным актом.

В частности, для педагогов таковым является Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276.

Работодатели, регламентирующие процедуру аттестации работников на соответствие занимаемой должности самостоятельно, как правило, берут за основу ведомственные документы, адаптируя их к особенностям собственной предпринимательской сферы.

В целом аттестация в любой организации проводится по единой схеме и включает несколько этапов, которые мы рассмотрим ниже.

Создание аттестационной комиссии

Персональный состав комиссии определяется для каждой аттестации и утверждается распоряжением или приказом руководителя предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При наличии в организации профсоюза хотя бы 1 из его представителей должен стать членом комиссии. В противном случае выявленная в ходе аттестации недостаточная квалификация работника не сможет послужить основанием для его увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Так, например, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в своем апелляционном определении от 22.04.2015 по делу № 33-6326/2015 признала правомерным решение суда первой инстанции о восстановлении на работе сотрудника, уволенного по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В основу определения судьи положили отсутствие в составе аттестационной комиссии члена выборного профсоюзного органа. При этом суд указал, что присутствие члена профсоюза в комиссии является обязательным условием, поскольку в силу ч. 3 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации определяется с учетом мнения представительного органа работников.

Приказ об аттестации и разработка механизма диагностики

Несмотря на то, что периодичность проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности - 2018 - 2019 , как и ранее, устанавливается внутренними актами организации, каждая проверка предваряется изданием соответствующего приказа или распоряжения руководителя.

Помимо плановых аттестаций кадрового состава, проверка уровня квалификации может быть и внеплановой, например при несчастном случае на производстве, когда выводы о соответствии занимаемой должности делаются в отношении 1 или нескольких сотрудников. Порядок аттестации при этом остается неизменным.

Решение о предстоящей аттестации, в свою очередь, подлежит доведению до сведения сотрудников в порядке, предусмотренном положением о проведении проверки.

Чтобы исключить вероятность оспаривания правомерности неявки на аттестацию, целесообразно уведомить о ней каждого работника персонально под расписку.

Разработка так называемой диагностической системы, согласно которой будут приниматься решения о прохождении/непрохождении аттестации, включает в себя определение:

  • критериев оценки уровня квалификации работников;
  • методов оценки;
  • процедуры подтверждения соответствия занимаемой должности.

Формы проверки могут быть самыми разными — от отчетов работников до тестов и прочих квалификационных заданий.

Проведение аттестации и подведение итогов

Проверка профессиональных знаний и навыков и соответствия сотрудника занимаемой им должности проходит по заранее разработанному графику. Нарушение установленного порядка чревато признанием результатов аттестации недействительными.

Результаты аттестации каждого сотрудника подлежат отражению в протоколе, подписанном всеми членами аттестационной комиссии. Протокол предъявляется испытуемому работнику для ознакомления. В ходе изучения работник вправе не согласиться с изложенными выводами, сделав соответствующую отметку в специально отведенной графе.

Решения, принимаемые по итогам аттестации

Характер организационных решений зависит в первую очередь от цели аттестации. Чаще всего таковой является оптимизация работы предприятия. То есть по итогам проверки сотрудник, чьи результаты оказались неудовлетворительными, может быть уволен по п. 3 ч. 2 ст. 81 ТК РФ.

Однако это не распространяется на сотрудников, защищенных от такой перспективы законом. В частности, на беременных женщин, работниц, воспитывающих ребенка младше 3 лет, и другие категории работников, указанные в ст. 261 ТК РФ.

Важно! Весьма спорной представляется и правомерность увольнения по итогам аттестации молодых специалистов и прочих работников, проработавших на занимаемой должности менее 1 года.

Соответствующие гарантии указанным лицам предоставлены п. 4 постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267. Сегодня это единственный документ, в целом регламентирующий общие требования к проведению аттестации персонала. Постановление действует до сих пор, но применяется только в части, не противоречащей ТК РФ.

Кроме того, результатом аттестационной проверки может стать:

  • формирование резерва руководящего состава организации;
  • решение о сокращении численности сотрудников;
  • направление некоторых работников на обучение в целях повышения квалификации;
  • применение стимулирующих мер (надбавок к заработной плате для квалифицированных работников).

Итак, проведение аттестации на соответствие занимаемой должности может быть предусмотрено законом, ведомственным или локальным распорядительным документом. Она предусматривает проверку знаний и умений работника, проводится в любой подходящей форме компетентной комиссией. Несоответствие сотрудника занимаемой должности по результатам аттестации выступает специальным основанием для увольнения.

ольга новикова
Аттестация на соответствие занимаемой должности

Положение

о проведении аттестации соответствия занимаемой ими должности

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок аттестации педагогических работников (далее - ОУ) с целью подтверждения (далее - аттестация ) .

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность».

1.3. Аттестация педагогических работников Образовательного учреждения (далее – педагогические работники) в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности.

1.4. Основными задачами аттестации являются :

стимулирование целенаправленного определения необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогического труда;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава Образовательного учреждения.

1.5. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации .

1.6. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники :

1.6.1. педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

1.6.2. проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в образовательном учреждении, в которой проводится аттестация ;

1.6.3. беременные женщины;

1.6.4. женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

1.6.5. лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

1.6.6. отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами 1.6.4. и 1.6.5. настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом 1.6.6. настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

2. Порядок формирования аттестационной комиссии

2.1. Аттестация педагогических работников осуществляется аттестационной комиссией Образовательного учреждения (далее – Аттестационная комиссия ) .

2.2. Аттестационная комиссия создается приказом работодателя в составе председателя Аттестационной комиссии , заместителя председателя, секретаря и членов Аттестационной комиссии .

2.3. В состав Аттестационной комиссии должны входить не менее 5 человек.

2.4. Состав Аттестационной комиссии формируется из числа работников Образовательного учреждения. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации Образовательного учреждения (при его наличии) .

2.5. Работодатель не может входить в состав Аттестационной комиссии .

2.7. Состав Аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемое Аттестационной комиссией решение .

2.8. Председатель Аттестационной комиссии :

руководит деятельностью Аттестационной комиссии ;

проводит заседания Аттестационной комиссии ;

организует работу членов Аттестационной комиссии по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников , связанных с вопросами их аттестации ;

подписывает протоколы заседаний Аттестационной комиссии ;

контролирует хранение и учет документов по аттестации ;

осуществляет иные полномочия.

2.9. В случае временного отсутствия председателя Аттестационной комиссии его полномочия осуществляет заместитель председателя Аттестационной комиссии .

2.10. Секретарь Аттестационной комиссии :

сообщает членам Аттестационной комиссии о времени и дате ее заседания;

осуществляет прием и регистрацию документов, поступивших от педагогических работников;

ведет и подписывает протоколы заседаний Аттестационной комиссии ;

контролирует соблюдение утвержденного графика аттестации ;

оформляет выписки из протокола заседаний Аттестационной комиссии ;

осуществляет иные полномочия.

2.11. Члены Аттестационной комиссии имеют право :

участвовать в работе Аттестационной комиссии в свое основное рабочее время без дополнительной оплаты;

анализировать документы аттестуемого .

2.12. Члены Аттестационной комиссии обязаны :

обеспечивать объективность принятия решения в пределах компетенции;

относиться к аттестуемым доброжелательно .

2.13. Заседания Аттестационной комиссии проводятся в соответствии с графиком аттестации , утвержденным работодателем.

2.14. Полномочия отдельных членов Аттестационной комиссии могут быть досрочно прекращены приказом работодателя по следующим основаниям :

физическая невозможность исполнения обязанностей;

переход на другую работу;

ненадлежащее исполнение обязанностей.

3. Порядок проведения аттестации педагогических работников

3.1. Основанием для проведения аттестации является представление, подписанное руководителем (заведующим) Образовательного учреждения (далее - представление) .

3.2. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике :

3.2.1. фамилия, имя, отчество;

3.2.2. наименование должности на дату проведения аттестации ;

3.2.3. дата заключения по этой должности трудового договора ;

3.2.4. уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

3.2.5. информация о получении дополнительного профессиональног

3.2.6. результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения) ;

3.2.7. мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных

3.3. С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен под роспись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации . После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в Аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).

3.4. Аттестация проводится на заседании Аттестационной комиссии с участием педагогического работника.

3.5. В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании Аттестационной комиссии по уважительным причинам его аттестация переносится на другую дату и в график аттестации вносятся соответствующие изменения , о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации .

При неявке педагогического работника на заседание Аттестационной комиссии без уважительной причины Аттестационная комиссия проводит аттестацию в его отсутствие .

3.6. Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов Аттестационной комиссии .

3.7. Аттестационная комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления) .

3.8. По результатам аттестации педагогического работника Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений :

(указывается должность педагогического работника) ;

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника) .

3.9. Решение принимается Аттестационной комиссией в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов Аттестационной комиссии , присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом Аттестационной комиссии , не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

3.10. В случаях, когда не менее половины членов Аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности , педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности .

3.11. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании Аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

3.12. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Аттестационной комиссии , присутствовавшим

3.13. На педагогического работника, прошедшего аттестацию , не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем Аттестационной комиссии составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого , наименовании его должности , дате заседания Аттестационной комиссии , результатах голосования, о принятом Аттестационной комиссией решении . Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

3.14. Аттестационная комиссия дает рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации"

3.15. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательство

ПРОТОКОЛ

заседания аттестационной комиссии

от___ 2015 года

Заседание ведет председатель аттестационной комиссии

Присутствовали : ___ человек, отсутствовали : ___ человек.

Кворум есть. Заседание правомочно.

На заседание приглашены : ___

Повестка дня

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

По вопросу «Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности ».

Слушали заместителя председателя аттестационной комиссии . Горбенко О. М. представила документы, поступившие в аттестационную комиссию .

1. В аттестационную комиссию поступило представление на ___

(Если аттестуемому были заданы вопросы , то в протокол вносятся вопросы и ответы).

Решение : ___соответствует занимаемой должности «___» .

подписи всех членов АК