Малое и среднее предпринимательство по инн. Малые предприятия включат в реестр по данным налоговой отчетности. Обновление сведений реестра малого бизнеса

2015 год ознаменовался принятием закона, предполагающего создание специализированного реестра представителей малого и среднего препирательства. Создание ресурса возложено на налоговые органы.

Внесение данных в реестр о потенциальных претендентах на поддержку государства или исключение таких лиц из ресурса происходит на основании следующей информации: данные ЕГРИП или , сведения об организации (количество сотрудников, доходе и ) и прочие данные.

Каковы особенности и порядок процедуры внесения организации в реестр и каким критериям должен соответствовать потенциальный участник ресурса, претендующий на поддержку государства?

В чем заключается польза

Реестр субъектов малого предпринимательства необходим для исключения маленьких организаций из планов проверок неналоговых структур.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что для маленьких организаций с 2019 года было заложено начало трехлетних надзорных каникул. Соответственно неналоговые проверки в 2019 году больше не будут их касаться. К примеру, организация больше не столкнется с проверками пожарной или трудовой инспекции, а также санэпидстанции.

Но существуют исключения. К примеру, проверке подлежат компании, относящиеся к образовательным или здравоохранительным сферам, а также предприятия, работа которых классифицируется как опасная.

Запрет на регулярные проверки не коснулся также тех предприятий, которые в течение последних 3 лет лишались лицензии или были наказаны государственными структурами за всевозможные грубые нарушения общепринятых норм.

Более того, единый реестр позволит получить сведения о том, является ли предприятие претендентом на субсидии или участие в государственных закупках по льготам. К примеру, малые организации могут рассчитывать на более лояльные условия ведения учета. Им не нужно устанавливать кассовый лимит, отчетность сдается по упрощенной форме.

Общие характеристики и требования

Единый реестр представляет собой размещенный в открытом доступе ресурс, содержащий информацию о представителях малого и среднего бизнеса.

Представленный ресурс позволит получить его участникам и государственным органам следующие преимущества:

  • минимизация затрат участников реестра и государственных структур при подтверждении статуса малых и средних организаций;
  • сэкономить временные ресурсы крупных организаций при поиске потенциальной клиентской аудитории или поставщиков товаров и услуг;
  • создать условия надзорных каникул для участников общего реестра;
  • улучшить качество мер социальной помощи для представителей малого и среднего бизнеса.

Для внесения данных в реестр, гражданину необходимо подать документы и заявления в Центр предпринимательства. При соответствии предприятия установленным критериям, оно будет внесено в общий реестр.

На что стоит обратить внимание

Нововведение вызвало множество вопросов у потенциальных участников реестра. Представителям малого и среднего бизнеса необходимо ознакомится с особенностями общего реестра для принятия участия в государственной поддержке.

Положения закона

В соответствии с установленными нормами, ведение реестра должно быть реализовано федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор за соблюдением действующего Налогового Кодекса.

Реестр субъектов малого предпринимательства должен содержать следующую информацию:

  • название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • налогоплательщика;
  • адрес юридического лица или частного предпринимателя;
  • дата внесения данных о представителях малого и среднего предпринимательства в реестр;
  • категория участника реестра;
  • данные о том, что участник реестра является заново созданными юр. лицом или предпринимателем;
  • информация о лицензиях компании;
  • данные о кодах по общепринятому классификатору разновидностей экономической деятельности (при наличии указание продукции, отнесенной к инновационной или высокотехнологической);
  • данные о лицах, принимающих участие в программах партнерства между юрлицами, которые выступают в качестве заказчиков товаров или услуг;
  • данные, о предстоящих контрактах участника реестра.

Признаки участников

Субъекты малого предпринимательства характеризуются наличием следующих общих признаков:

  • должен быть сформирован в соответствии с установленными нормами (долевое участие субъектов РФ, общественных организаций, благотворительных фондов не должно превышать 25%, а доля лиц, не относящихся к субъектам малого бизнеса должна составлять не более 25%).
  • Среднее количество работников, за прошлый год не должно превышать пределы установленных норм:
    • строительная, транспортная и промышленная сфера – 100 сотрудников;
    • сельскохозяйственная и научная сфера – 60 человек;
    • сфера обслуживания и продаж – 30 работников;
    • оптовые продажи товаров и прочие сферы – 50 сотрудников.
  • Юридическое лицо должно выступать в качестве коммерческой организации (создано в форме товарищества, кооператива).

Основные критерии

Для того чтобы организация была внесена в реестр, она должна пройти соответствие на наличие ряда критериев.

Должны обязательно вноситься на основании законодательных актов.

Как выглядит должностная инструкция руководителя обособленного подразделения — смотрите .

Среди них выделяют следующее:

  • доля участия в уставном капитале государственных органов, благотворительных, религиозных и прочих организаций должна насчитывать не более 25%;
  • общее количество зарубежных юридических лиц в уставном капитале не должно превышать 49%;
  • количество участия компаний, не относящихся к малому или среднему предприятию не должно быть более 49%;
  • среднее количество сотрудников, за прошлый год не должно превышать установленные нормы: 15 человек – для микропредприятий, 100 человек – для малых организаций и 250 человек – для средних организаций;
  • доход, от реализации продукции не должен превышать установленный лимит: 120 млн. рублей – для микроорганизаций, 800 млн. рублей – для малых организаций и 2 млрд. рублей – для средних организаций;
  • случаи, когда юр. лица выступают в качестве АО, акции должны быть отнесены к ценным бумагам высокотехнологичной сферы экономики;
  • юридическое лицо учувствует в проекте «Сколково».

Образец свидетельства о внесении в реестр субъектов малого предпринимательства

Для включения организации в реестр субъектов малого предпринимательства гражданам необходимо подготовить пакет документов и подать его в Центр развития предпринимательства Москвы или другого города на территории России.

Статус лица подающего заявление Общий пакет документов Документация необходимая для сверки данных заявления
Юр. лица по общей системе налогообложения
  • документация, подтверждающая полномочия лица, подающего заявление;
  • заявление о внесении организации в реестр;
  • данные о филиалах;
  • данные об участниках сообщества;
  • бухгалтерская отчетность.
  • бухгалтерский отчет за предшествующий год;
Юр. лица по системе УСН
  • выписка ЕГРЮЛ, заверенная ИФНС;
  • письмо об учете в Статрегистре;
  • налоговая декларация;
  • данные о численности сотрудников;
  • для АО (ЗАО) – выписка из реестра акционеров, для ООО – выписка из реестра об участников сообщества.
Частные предприниматели
  • выписка ЕГРИП;
  • декларация по налогу за прошлый год;
  • декларация по налогу на прибыль за прошлый год;
  • декларация по налогу на временную прибыль за прошлый год.

Как происходит реестр субъектов малого предпринимательства

Реестр формируется на основании данных о прибыли средней численности сотрудников, индивидуальных предпринимателей, сведений ЕГРИП и ЕГРЮЛ, а также информации от прочих государственных служб.

В реестр могут войти лишь те организации, которые прошли оценку на соответствие установленным критериям.

Говоря о техническом аспекте формирования реестра, необходимо отметить, что данные в реестре обрабатываются в автоматическом режиме, благодаря объединению информации, хранящейся на различных информационных потоках.

В дальнейшем информация, хранящаяся в реестре будет обновляться каждый год в августе, на основе тех данных, которыми будут располагать налоговые службы. Кроме того, ежемесячно определенные сведения в базе обновляются. Речь идет о или об утративших статус новых участников реестра.

Законодательными нормами не предусмотрен порядок проверки корректности предоставляемых данных. Участники реестра самостоятельно несут ответственность за недостоверную информацию, а уполномоченные органы лишь проверяют данные налогового отчета.

Прочие возможности

Пройдя регистрацию в реестре у представителей малого и среднего бизнеса открываются новые возможности, позволяющие выгодно вести экономическую деятельность.

Поиск в базе данных

Главной задачей реестра является создание профессионального учета поддержки государственных органов, оказанной представителям малого и среднего предпринимательства. Ресурс включает в себя полный перечень данных о том, на каком основании и в каком объеме оказывается поддержка гражданам.

В реестре размещены следующие данные:

  • название органа, оказывающего помощь;
  • данные об индивидуальном предпринимателе (ФИО, адрес, регистрационный номер и прочее);
  • разновидность, форма и размер предоставляемой помощи;
  • сроки предоставления помощи;
  • ИНН налогоплательщика;
  • данные о нарушении условий получения и дальнейшего использования государственной помощи.

На официальном сайте реестра получатель сможет проверить наличие своей записи и форму предоставляемой государством помощи. Поиск можно осуществлять по ИНН, разновидности помощи или по календарному периоду. Данные вводятся в соответствии с последними 50 принятыми решениями.

Положенные льготы

Участники реестра вправе претендовать на льготы. Прежде всего, они имеют возможность не устанавливать кассовый лимит, храня в кассе любую сумму наличных денежных средств.

В том случае, если организация не отказалась от лимита, она вправе сделать это в любое удобное время. Для этого достаточно выдать соответствующий приказ от руководителя.

Если организация своевременно не отменила лимит, необходимо проследить за тем, чтобы остаток в кассе не был превышен установленным законом нормам. В противном случае владельца предприятия ожидает штраф размером 50 тыс. рублей. В качестве исключения выступают дни выдачи заработной платы.

Участникам реестра доступны и другие льготы.

Среди них можно выделить следующее:

  • ведение упрощенной бухгалтерской отчетности;
  • подача меньшего пакета документов в налоговые органы;
  • оплата регионального налога по сниженному тарифу;
  • отмена неналоговых проверок.

Подробный алгоритм

Посетив официальный сайт реестра, граждане смогут найти всю актуальную информацию об участниках ресурса, их статусе, а также предоставляемых льготах.

Для поиска информации достаточно выполнить следующие действия:

  1. Для поиска организации в отведенное поле нужно ввести наименование, ИНН, ОГРН или ОГРИП.
  2. На сервисе будут выведены результаты поиска, пользователю необходимо загрузить выписку.

Реестр также можно применять для поиска потенциальной клиентской аудитории или поставщиков товаров и услуг. Для этого достаточно воспользоваться расширенным поиском, сделав выборку по разновидностям интересующей деятельности.

  • для поиска потенциальной клиентской аудитории нужно открыть расширенный поиск;
  • перед пользователем будет открыта выборка, в которой нужно отметить интересующую его информацию.

В том случае, если гражданин не нашел свои данные в реестре, ему необходимо отправить запрос налоговой службе для проверки информации. Для этого достаточно зайти в раздел «информация по работе с реестром» и выбрать соответствующую графу.

Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (235) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (26) 1.2. Открытие ИП (27) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (39) 1.5.1. Открытие ООО (27) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (31) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (13) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (69) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (7) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (11) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (8) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (13) 1.9. Проверки бизнеса (17) 10. Онлайн-кассы (10) 2. Предпринимательство и налоги (405) 2.1. Общие вопросы налогообложения (25) 2.10. Налог на профессиональный доход (7) 2.2. УСН (44) 2.3. ЕНВД (46) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (35) 2.4.1. НДС (17) 2.4.2. НДФЛ (7) 2.5. Патентная система (24) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (60) 2.7.1. Внебюджетные фонды (9) 2.8. Отчетность (85) 2.9. Налоговые льготы (71) 3. Полезные программы и сервисы (40) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (9) 3.2. Сервисы Налог Ру (12) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (103) 5.1. Отпуск (7) 5.10 Оплата труда (6) 5.2. Декретные пособия (1) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (11) 5.5. Общее (22) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (8) 5.7. Охрана труда (9) 5.8. Прием на работу (3) 5.9. Иностранные кадры (1) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (37) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (15) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (12) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (10) 8. Формы документов (82) 8.1. Первичные документы (35) 8.2. Декларации (25) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (12) 8.5. Решения и протоколы (2) 8.6. Уставы ООО (3) 9. Разное (25) 9.1. НОВОСТИ (5) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)

С 01.08.2016 на сайте налоговой службы успешно работает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, организованный в форме открытого электронного сервиса. Он предназначен для удовлетворения нужд всех заинтересованных пользователей. Как функционирует данный сервис? В чем его преимущества? Какие хозяйствующие субъекты включены в реестр? Как часто обновляются сведения реестра? Обо всем этом - далее в статье.

Основные цели реестра

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

  • снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
  • обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
  • повышение качества проработки мер поддержки МСП;
  • максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

Состав информации Единого реестра

Состав сведений, вносимых в Единый реестр, установлен ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ и включает: Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без каких-либо дополнительных административных процедур.

Кроме сведений, установленных ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ, субъекты МСП могут самостоятельно внести в Единый реестр дополнительную информацию о себе, например, контактные данные (адрес электронной почты, телефон, сайт).

Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП

В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.

Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.

Здесь уместно напомнить, что с 01.01.2016 изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП . Если раньше использовались показатели «средняя численность работников» и «выручка от реализации», теперь их заменили «среднесписочная численность работников» и «доход от осуществления предпринимательской деятельности». Потребность в изменениях обусловлена в том числе переходом на автоматическую обработку данных в Едином реестре. Предельные значения предпринимательского дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Указанное постановление вступило в силу с 01.08.2016, то есть с момента начала действия Единого реестра.

В связи с тем, что нормы п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016, Письмом ФНС России № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта МСП. Налоговая служба сообщает, что впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 годы).

Периодичность обновления сведений Единого реестра

Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:
  • внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, - наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Дополнение и изменение сведений субъектами МСП

Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9 - 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС по адресу https://rmsp.nalog.ru/index.html. Вход в сервис осуществляется в разделе «Информация по работе с реестром», подраздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?». При входе в сервис пользователю предлагается указать, какие из перечисленных сведений не верны. По результатам анализа представленных в заявке сведений пользователю направляется сообщение о включении (корректировке) данных Единого реестра либо об отсутствии оснований для включения (корректировки) сведений.

В разделе «Часто задаваемые вопросы» электронного сервиса размещен Порядок представления сведений субъектами МСП в электронном виде через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет» . Согласно этому Порядку для представления субъектами МСП сведений в электронном виде о производимой продукции, программах партнерства, а также о контрактах (договорах) в целях ведения Единого реестра следует:

В Порядке пошагово описано создание нового документа, редактирование ранее сформированного документа, изменение его статуса, так что никаких затруднений с использованием электронного сервиса у пользователей возникать не должно.

Заключение

Субъектам МСП экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в Едином реестре, были полны и достоверны. Наличие организации (предпринимателя) в Едином реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом № 209‑ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам. В связи с этим не будет лишним отметить, что с 2017 года к контрактной системе подключаются унитарные предприятия , что означает увеличение спроса на товары (работы, услуги) субъектов МСП.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Указанный классификатор для целей государственной регистрации юридических лиц и ИП используется с 11.07.2016 (см. также Письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@).

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. (Изменения 9/2016 ОКПД 2, 10/2016 ОКПД 2, принятые приказами Росстандарта от 12.05.2016 № 310-ст, 311-ст, введены в действие с 01.07.2016 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014.)

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 03.07.2016 № 265‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2015 № 408‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 23.06.2016 № 222‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пункт 1 ст. 6 и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 408‑ФЗ.

Https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/reestrquetoin/por_sved_site.

Во исполнение ст. 16 Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 321‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

ФНС создала Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В статье расскажем, что такое реестр малого бизнеса, как в него попасть и как получить выписку из реестра.

Что такое реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и кто его ведет

Реестр малого и среднего предпринимательства в 2017 году представляет собой обобщенную информацию об организациях и индивидуальных предпринимателях, которые относятся к малому и среднему бизнесу.

Ведением реестра занимаются сотрудники Федеральной налоговой службы РФ (по информации, полученной от ИФНС), которые вносят и изменяют данные на основании:

  • информации из ЕГРЮЛ и ЕГРИП
  • данных, указанных в декларациях налогоплательщика (например, среднесписочная численность, доходы и др.)
  • сведений от лиц (поставщиков), указанных в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • данных юридических лиц и ИП, сведения о которых уже внесены в реестр субъектов малого предпринимательства

2. Система выдаст списки компаний и ИП, которые соответствуют поисковому запросу. Кликните на нужную фирму и скачайте файл ПДФ.

3. Полученный файл выглядит так:

Это и есть выписка из реестра.

Какое условие внесения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Заполнять какие-либо документы для того, чтобы сотрудники ФНС внесли вас в реестр, не нужно. Основное условие - компания / ИП должны относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Критерии отнесения компаний / ИП к малому бизнесу представлены в таблице ниже.

Показатель

1. Как вступить в единый реестр субъектов малого предпринимательства?

ФНС России совместно с Минэкономразвития России и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» проводится работа по созданию единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – базы данных, содержащей широкий состав сведений о МСП России.

Сведения реестра могут быть использованы для подтверждения принадлежности хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП, поиска контрагентов, проработки дополнительных мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

2. Каким критериям нужно соответствовать, чтобы сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе были внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

В целях обеспечения автоматического формирования реестра в конце 2015 года в «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» были внесены поправки, уточняющие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей ведения реестра предусмотрен переход от понятия «выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость» к понятию «доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности», от понятия «средняя численность работников» к понятию «среднесписочной численности работников». Внесены уточнения в отношении организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны малыми или средними предприятиями.

Таким образом, согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  1. требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
    • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
    • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
    • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
    • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
  2. среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
    • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
  3. доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать предельные значения, которые будут установлены Правительством Российской Федерации.

При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

3. Каким образом можно будет внести в реестр дополнительные сведения о субъекте малого или среднего предпринимательста

Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис (ссылка будет активирована после 1 августа 2016 года), размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Квалифицированная может быть получена в аккредитованных удостоверяющих центрах.


Как часто будут обновляться сведения, внесенные в реестр?

В соответствии с Федеральным законом № 408-ФЗ первое формирование и размещение сведений реестра произойдет 1 августа 2016 года. В дальнейшем (в 2017 году и далее) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июля.

При этом предусмотрено ежемесячное (10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:

  • внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях;
  • исключение сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, прекративших деятельность;
  • актуализация сведений, индивидуализирующих предпринимателя (наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя, место нахождения или жительства, виды осуществляемой деятельности, выданные лицензии);
  • внесение сведений о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.

4. Как будет проверяться достоверность сведений, которые вносятся в реестр

Специального порядка не предусмотрено.

Малые и средние предприятия самостоятельно несут риски представления недостоверной информации в случае, если такая информация будет использована в целях предпринимательской деятельности лицами, обратившимися к сведениям реестра.

В отношении данных, на основании которых ФНС России вносятся сведения, применяются обычные процедуры проверки, используемые для проверки сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.

Что будет происходить с организациями, сведения о которых не будут внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства? Предусмотрены ли какие-то переходные положения?

До 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к соответствующим категориям (микро-, малые и средние предприятия) применяются условия, установленные статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 408-ФЗ, то есть до 1 января 2016 года).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьёй 4 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 408-ФЗ), сохраняют право на поддержку, оказанную таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 1 августа 2016 года в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в срок до 31 декабря 2016 года.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!