Презентация на тему "трудовые ресурсы и занятость населения". Презентация призентация трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества Трудовые ресурсы предприятия






Кадры или трудовые ресурсы предприятия это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на постоянную, временную и сезонную работу, связанную как с основной, так и не основной его деятельностью.


Трудовые ресурсы (кадры) предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Персонал предприятия - основной состав квалифицированных работников предприятия, фирмы, организации; это – совокупность физических лиц, связанных договором найма с предприятием как юридическим лицом.




1. В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал предприятия подразделяют на две категории: Промышленно-производственный персонал составляет основную часть трудовых ресурсов предприятия. К этой категории принадлежат работники, непосредственно связанные с производством и его обслуживанием, - это работники основных, вспомогательных, подсобных, побочных цехов и обслуживающих хозяйств. Сюда же относятся работники конструкторских, технологических организаций и лабораторий, состоящих на балансе предприятия.


Непромышленный персонал – это персонал, занятый в непроизводственных подразделениях. К нему относятся в основном работники жилищно- коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, детских, образовательных, культурных и медицинских учреждений, состоящих на балансе предприятия.


2. В зависимости от выполняемых функций производственный персонал подразделяется на две основные категории: рабочие и служащие. 1. Рабочие - работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей и оказанием производственных, транспортных и других услуг (рабочие основного и вспомогательного производства, ученики, персонал охраны, младший обслуживающий персонал).


2. Служащие - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание Служащие – включает в себя следующие категории работающих: Руководители – к ним относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий, их структурных подразделений и их заместители, директора, начальники, управляющие, менеджеры, главные специалисты (главный бухгалтер, главный механик и т.д.). Специалисты - работники, занятые инженерно- техническими, экономическими работами (инженеры, нормировщики, экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты и т.д.).


Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру кадров (персонала) предприятия, цеха, участка. Структура кадров также может определяться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация, степень выполнения норм и т.п.




Кадровый состав предприятия и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями: списочная и явочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату; среднесписочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений за определенный период; удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия;


Темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период; средний разряд рабочих предприятия; удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и (или) работников предприятия; средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия; текучести кадров по приему и увольнению работников; фондовооруженность труда работников и (или) рабочих на предприятии и другие.


Различают явочный, списочный и среднесписочный составы. Явочная численность показывает количество работников, явившихся на работу на определенную дату. Списочный состав - все постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии, как выполняющие в данный момент работу, так и находящиеся в очередных отпусках, командировках, выполняющие государственные обязанности, не явившиеся на работу по болезни или каким-либо другим причинам. Списочная численность дается на определенную дату по списку с учетом принятых и выбывших на эту дату работников.






Кроме численности работников, количественная характеристика трудового потенциала предприятия и его внутренних подразделений может быть представлена и фондом времени, отрабатываемого работниками предприятия, который можно определить путем умножения среднесписочной численности работников на среднюю продолжительность рабочего периода в днях или часах:






Под профессией понимают вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и практических навыков, позволяющих выполнять определенный вид работы. В пределах профессии выделяют специальности - вид деятельности, имеющий специфические особенности и требующий дополнительных знаний и навыков для выполнения работы на конкретном участке производства (например, профессия: слесарь, специальность: слесарь-инструментальщик, слесарь- сборщик и др.; экономисты (профессия) подразделяются на маркетологов, финансистов и др.).


Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации. Квалификация представляет собой совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности, и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах, категориях. Тарифные разряды и категории также являются и показателями, характеризующими уровень сложности работ. По уровню квалификации рабочие делятся на: неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных, высококвалифицированных.








Производительность труда в организации находится под влиянием следующих факторов: 1. Организационно-экономические: увеличение концентрации производства, углубление специализации и усиление кооперации производственных процессов, совершенствование организации труда и производства, улучшение нормирования труда, ликвидация простоев по организационным причинам, сокращение численности обслуживающего персонала.


2. Технико-экономические факторы: совершенствование техники и технологии, повышение уровня механизации и автоматизации производства, ликвидация простоев по техническим причинам, повышение качества работы ремонтных мастерских. 3. Социально-экономические факторы: совершенствование материального и морального стимулирования труда, соблюдение трудовой дисциплины, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации работников, улучшение условий труда, быта и отдыха работников. 4.Природные факторы: климатические условия, плодородие почв, размещение производства, продуктивный потенциал сельскохозяйственных животных и растений.




Для количественной оценки произведенной продукции и времени, необходимого на ее производство, применяются различные показатели, которые подразделяются на натуральные, стоимостные, трудовые. Натуральные показатели отражают выработку товарной продукции в штуках, метрах или условно- натуральных единицах, приходящуюся на одного среднесписочного рабочего (работающего), или за определенный период. Натуральные показатели используются в основном на тех предприятиях, где номенклатура выпускаемой продукции незначительна.




К трудовым показателям производительности труда относится трудоемкость продукции, которая отражает затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Под трудоемкостью продукции понимается сумма всех затрат труда на производство единицы продукции на данном предприятии: Тр =Т / Q




При стоимостном методе измерения производительности труда объем работы берется в денежном выражении. Пример: бригада рабочих в составе пяти человек выполнила за смену объем работы на сумму 120 млн. руб., производительность труда каждого (выработка) за смену составит: 120: 5 = 24 (млн. руб.), соответственно за час работы: 24: 8 = 3 (млн.руб.).


Стоимостный метод измерения позволяет сравнивать производительности труда работников разных профессий, квалификаций, например кондитера и булочника, токаря и водителя. Но недостатком этого метода является влияние ценового фактора конъюнктуры рынка и инфляции.


Натуральный метод измерения производительности труда применяется в случае производства (выпуска) однородной продукции. Объем работы определяется с помощью натуральных измерителей, таких, как: тонны, штуки, метры, литры и др. Пример. Если 10 рабочих цеха выработали за неделю 800 деталей, то выработка каждого составит: за неделю 800: 10 = 80 (деталей); за день 80: 5 = 16 (деталей).


Натуральный метод отличается простотой и наглядностью расчетов. Однако использование метода ограниченно: им нельзя пользоваться при расчетах производительности труда на тех участках, где производится или выпускается разная продукция, например тракторы и культиваторы.


Разновидностью натурального метода является условно-натуральный метод, когда объем работы учитывается в условных единицах однородной продукции. Так, разные по емкости вагоны переводятся в двухосные, консервные банки разной емкости в условные банки. Пересчет в условные измерители производится с помощью переводных единиц (коэффициентов).


Пример: На молокозаводе за смену 15 работников произвели 10 т сметаны, 5 т сливок, 25 т молока и 2 т масла животного. Для расчета средней производительности труда используются переводные коэффициенты молокопродукции: 1 т сметаны равна 8,5 т молока, 1 т сливок 5,7 т молока, 1 т масла животного 23 т молока. Тогда средняя производительность труда 15 работников за смену составит: (10x8,5 + 5x5,7 + 25x1 + 2x23) / 15 = 12,3 (т молокопродуктов).


Условно-натуральный метод удобен для применения, так как производство (продажу) многих разнообразных товаров (услуг) с помощью переводных коэффициентов можно привести в сопоставимый вид. Например, затраты на реализацию муки, хлеба и макаронных изделий можно выразить через коэффициенты пересчета в затраты на реализацию одного условного килограмма хлебобулочных изделий.


При измерении производительности труда трудовым методом используются нормативы времени на производство единицы продукции или продажу единицы товара: Пт = (Объем продукции в единицах времени работы) / (Фактическое время работы), где Пт производительность труда, измеренная трудовым методом.


Пример: В цехе два рабочих за смену (8 ч) произвели 20 деталей А, на которые установлена норма времени 30 мин за единицу, и 40 деталей В, на которые установлена норма времени 15 мин.Тогда производительность труда (выработка) одного рабочего цеха за минуту составит: Пт = (30 x x15) / 2 x8 x 60 = 1,25(детали).


Преимуществом трудового метода является возможность его применения ко всем видам работ и услуг. Но для широкого использования метода необходимы нормативы времени на каждый вид работ, которые имеются не всегда. Этим методом нельзя пользоваться для расчета производительности труда работников, находящихся на повременной оплате труда, для которых не применяются нормы времени.


На производительность труда оказывает влияние трудоемкость работ. Трудоемкость это показатель, характеризующий затраты живого труда, выраженные в рабочем времени, на производство продукции (услуг). Трудоемкость измеряется, как правило, в нормо-часах (фактических часах) работы, затраченных на производство единицы работы, Показатель является обратным показателю производительности труда и рассчитывается по формуле Т = Рв / Кп где Т трудоемкость; Рв рабочее время; Кп количество произведенной продукции.


Пример: На производстве в течение месяца было произведено 10 единиц продукции А, трудоемкость изготовления которой составляет 20 ч, 20 единиц продукции В с трудоемкостью 30 ч и 30 единиц продукции С с трудоемкостью 15 ч. Средняя трудоемкость продукции за месяц составит: (10x x x15) / () = 20,8 (ч на единицу продукции).




Пример: Если трудоемкость производства трактора в 10 раз выше трудоемкости производства культиватора, то можно сравнить производительность труда работников, изготовивших за смену два трактора, с производительностью труда работников, изготовивших за смену 18 культиваторов. 1. Определим производительность труда работников, изготовивших тракторы, при помощи трудоемкости производства культиваторов: 2 X 10 = 20 (культиваторов). 2. Сравним производительность труда работников, изготовивших тракторы и культиваторы: 20: 18 X 100% = 111,1%.


Так, используя условную трудоемкость продукции (работ), можно оценить производительность труда работников, занятых разными видами деятельности. В приведенном примере производительность труда работников при производстве тракторов на 11,1% выше производительности труда работников, занятых производством культиваторов.


Применение показателя трудоемкости позволяет выполнять более точные и сопоставимые расчеты производительности труда. Между показателями производительности труда и трудоемкости существует обратная связь: чем ниже трудоемкость, тем выше производительность труда и соответственно больше объем произведенных работ.



Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Презентацию на тему "Трудовые ресурсы мира" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: География. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Экономически активное население

Люди, реально участвующие в материальном производстве или непроизводственной сфере.

Слайд 4

Доля экономически активного населения варьирует по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов. Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

Слайд 5

БЕЗРАБОТИЦА

Во - первых, человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и "положить в холодильник" до лучших времён. Во - вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему всё равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения в бандитов. В - третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны ("рынок сжимается"). В - четвёртых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днём в изматывающих поисках работы. В - пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага. Безработица - явление мирового масштаба: по данным ООН, безработными являются 800 млн. чел.

Слайд 6

Это соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и неработающими (детьми и стариками) - с другой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров. В развивающихся странах - зачастую составляет 100 на 100. Япония - 100 на 41. В России, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.

Слайд 7

Слайд 8

Развивающиеся страны

1 место – сельское хозяйство (аграрные страны). 2 место - сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место). 3 место - промышленность и строительство.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • План: 1. Население как субъект демографических, экономических и социальных процессов и явлений 2. Трудовые ресурсы общества Воспроизводство населения и трудовых ресурсов 3. Демографическая и социальная мобильность трудовых ресурсов 4. Методы прогнозирования и планирования потребности в трудовых ресурсах 5. Трудовой потенциал общества: понятие, структура и показатели 6. Человеческий капитал общества

    Население — это естественно — исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства жизни совокупность людей, проживающих на определённой территории — в селе, городе, районе, регионе, стране.

    Среднегодовая численность населения определяется на середину года как средняя арифметическая численность населения на начало и конец года или путём прибавления к начальной численности половины её прироста. Положительная разница между числом родившихся и числом умерших называется естественным приростом населения.

    Экономически активное население — это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. К этой группе населения в соответствии с методикой МОТ относятся лица в возрасте 15-70 лет как занятые, так и безработные, которые желают получить работу.

    Уровень экономической активности населения рассчитывается по формуле: Уэан=ЭАН/Н× 100% где УУЭАНЭАН — — уровень экономической активности населения, %; ЭАН — численность экономически активного населения, чел; Н — общая численность населения в стране, чел.

    К этой категории населения относятся: учащиеся, студенты, курсанты, обучающиеся на дневных отделениях в учебных заведениях; лица, которые получают пенсию по возрасту или на льготных условиях или по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав возможности найти ту, которая их удовлетворяет; иные лица, у которых нет необходимости работать независимо от источников дохода.

    Трудовые ресурсы — это часть трудоспособного населения, которая обладает физическими и умственными способностями, а так же знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

    на лиц, младших трудоспособного возраста (от рождения до 16 лет включительно); на лиц трудоспособного (рабочего) возраста (женщины — с 16 до 54 лет, мужчины — с 16 до 59 лет включительно); на лиц старше трудоспособного возраста, т. е. лиц, достигших пенсионного возраста (женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет).

    население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов 1 и 2 групп, неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях (женщин, родивших 5 и более детей, воспитывающих их до 8 лет; лиц, вышедших на пенсию ранее установленного срока в связи с тяжёлыми и вредными условиями труда, по выслуге лет); работающие лица пенсионного возраста; работающие лица, не достигшие 16 лет.

    показатель рождаемости — отношение числа родившихся к среднегодовой численности населения в расчёте на 1000 чел. ; показатель рождаемости за определённый период; абсолютный прирост трудовых ресурсов — соотношение трудовых ресурсов по возрасту (по возрастным группам) структура трудовых ресурсов по полу (имеет важное значение для формирования эффективной структуры занятости по отраслям, профессиям, территориям); структура трудовых ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовки

    КК рр =Ч=Ч родрод /Ч/Ч срср х 1000 и К сс =Ч=Ч умум /Ч/Ч срср х х 1000, где Кри К сс — коэффициенты соответственно рождаемости и смертности; Чрод- число родившихся за год; Чум — число умерших за год; Чср- среднегодовая численность населения.

    Виды движения населения естественное миграционно е социальное

    Естественное движение населения — — это результат процессов рождаемости и смертности людей. В зависимости от того, какие процессы преобладают, имеет место естественный прирост или естественное сокращение населения.

    связано с изменением его трудовой активности. Так под влиянием определённых факторов (возраст, состояние здоровья, ситуация на трынке труда и т. д.) экономически активное население переходит в группу экономически неактивного или наоборот.

    экстенсивному, который характеризуется увеличением численности трудовых ресурсов в регионе или стране в целом без изменения их качественных характеристик; интенсивному, для которого характерно изменение качества трудовых ресурсов: рост квалификации, физических и умственных способностей трудовых ресурсов

    естественным воспроизводством населения, т. е. рождением людей и достижением ими трудоспособного возраста; накоплением людьми физических и духовных данных, в т. ч. здоровья; овладением специальностью, профессией, путём получения общего и специального образования и прохождения квалификационной подготовки и переподготовки; восстановлением способности к труду у занятых трудом работников (для этого им необходимы продукты питания, одежда, жильё, а также все составляющие инфраструктуры современного существования человека).

    Производственное направление нацелено на увязку соотношения между числом имеющихся рабочих мест, требующих определённой профессионально-квалификационной специализации и фактической численностью работников соответствующего профиля. Воспроизводственное направление предполагает достижение равновесия между приростом числа рабочих мест и дополнительной, вновь вовлекаемой в производство рабочей силой соответствующего профессионально — квалификационного профиля. Личностное направление предусматривает обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, отвечающими растущим потребностям работников.

    Профессионально-квалификационная структура работников представляет собой их первичную кооперацию по профессиям и квалификации, в рамках которой происходит непосредственное соединение средств производства и рабочей силы. Вместе с тем, определяющая роль техники в формировании профессионально-квалификационног о состава работников предполагает активное влияние квалификации на развитие вещественных элементов производства.

    Профессиональная ориентация включает. профессиональное консультирование; профессиональное обучение; профессиональный отбор; профессиональную подготовку.

    Профессия — — это род трудовой деятельности человека, владеющего определёнными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретёнными в результате специальной подготовки и опыта работы;

    Специальность — это вид деятельности в рамках той или иной профессии, для осуществления которой необходимы определённые знания, умения и навыки, приобретённые путём специальной подготовки

    Квалификация — это степень общей и профессиональной специальной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определённого вида работ

    Демографическая политика как часть общей социально-экономической политики страны должна быть направлена на достижение в перспективе расширенного воспроизводства населения с учётом региональных особенностей развития.

    Валовой миграцией называется сумма чисел прибытий и выбытий. Общий коэффициент миграции определяется как отношение численности всех мигрантов к среднегодовой численности населения: КК общобщ. . мигр. =Ч=Ч мигр. /Ч срср. х 1000 (%)

    Прогнозирование и планирование потребности в трудовых ресурсах является важной составной частью экономической деятельности как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов. 5. Методы прогнозирования и планирования потребностей в трудовых ресурсах.

    динамика численности трудоспособного населения; изменения соотношения городского и сельского населения; структура занятости и её территориальные сдвиги; изменение профессионально — квалификационной структуры трудовых ресурсов.

    метод передвижки по возрастам; метод прогнозной оценки; метод экспертной оценки; метод аналогии; метод нормативный.

    Планирование трудовых ресурсов призвано решать задачи по комплектованию рабочей силы предприятий, определению масштабов подготовки квалифицированных рабочих, специалистов, воздействию на перемещение трудовых ресурсов из села в город и обратно.

    Основным инструментом планирования трудовых ресурсов является система балансов, которая используется для рационального формирования и распределения трудовых ресурсов.

    Баланс трудовых ресурсов представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые характеризуют формирование и распределение трудовых ресурсов и состоит из двух частей: ресурсной (трудовые ресурсы) и распределительной (распределение трудовых ресурсов).

    изменение демографической структуры населения; динамика и структура рабочих мест; динамика численности и структура занятости населения трудоспособного возраста; эффективность использования трудовых ресурсов; темпы роста производительности труда и т. д.

    Трудовой потенциал общества — — обобщающий показатель процесса становления и развития человека в трудовой деятельности. В основе понятия трудовой потенциал общества лежат понятия трудового потенциала работника и трудового потенциала предприятия. 6. Трудовой потенциал общества: понятие, структура и показатели

    психофизический потенциал — способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т. п. ; квалификационный потенциал — объём, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определённого содержания и сложности; личностный потенциал — уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

    Трудовой потенциал предприятия представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве с учётом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых организационно-технических условий.

    Фп=Фк-Тнп илиили Фп=Ч Дм Тсм, где Фп. Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, ч; ФФкк — — календарный фонд рабочего времени; ТТ нпнп — — суммарные резервообразующие неявки и перерывы; Ч-Ч- численность работающих, чел; Дм-Дм- количество дней работы в периоде; ТТ смсм — — продолжительность рабочего дня, смены, ч.

    Человеческий капитал — это адекватная индустриальному, а также постиндустриальному обществу форма выражения производительных сил человека, включённых в систему социально-ориентированной смешанной экономики рыночного типа в качестве ведущего фактора общественного воспроизводства

    затраты работодателей на основную и дополнительную оплату труда; бюджетные расходы на социальные программы, целевые комплексные программы; индивидуальные расходы граждан на поддержание и укрепление здоровья, образование, условия жизни, воспитание и обучение детей, культурные мероприятия и т. д. ;

    Люди и труд

    8 класс


    Население

    144 млн.чел.

    Моложе трудоспособного возраста

    Трудоспособный

    Старше трудоспособного возраста

    (старше 55,60 лет)

    27 млн. чел

    (16-55,60 лет)

    25 млн. чел

    90 млн. чел.

    Нетрудоспособные

    Трудоспособные

    3 млн. чел

    87 млн.чел


    • Часть населения страны, способная работать в хозяйстве

    90 млн.чел.

    Занятые в личном подсобном хозяйстве

    Работающие пенсионеры

    Учащиеся

    (14 – 16 лет)

    69 млн.чел

    10 млн. чел.

    8 млн. чел

    3 млн. чел

    Занятое население

    Безработные

    63 млн. чел

    6 млн.чел


    • Лица, занятые в экономике и безработные

    Безработные – это люди:

    • Не имеющие работы
    • Занимающиеся поиском работы
    • Готовые приступить к работе в течение определенного времени

    Причины безработицы

    • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

    сокращение производства


    6% - средний по РФ


    • Центральная Россия, Север Западной Сибири, Поволжье, Юг Урала

    • Г. Москва - 0,8
    • Ярославская область – 1,7
    • Самарская область – 1,7
    • Липецкая область – 0,8
    • Московская область – 3,3

    • Северо-Запад, Юг Западной Сибири, Восточная Сибирь

    • Северный Кавказ, Юг Восточной Сибири, Кольский полуостров

    • Республика Ингушетия – 23,9
    • Кабардино-Балкарская республика – 9,1
    • Республика Тыва – 9,0
    • Чеченская республика – 74,2

    • Эмиграция: США, Греция, Кипр, Великобритания, Германия
    • Иммиграция: Украина, Турция, Китай, Молдавия, Вьетнам, Болгария, Грузия

    Полученные навыки работы

    образование

    Конкурентно-

    способность трудовых ресурсов

    Способность учиться новому, переучиваться

    Коммуникабельность, умение общаться с людьми


    • Рынок труда
    • Рынок труда
    • Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
    • Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
    • Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы , знаний , квалификации и способностей к трудовому процессу .

    Рынок труда

    Рынок труда - это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение

    Ценой рабочей силы является заработная плата . На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами, ищущими подходящую работу, другая (покупатели) - работодателями - предпринимателями или их представителями


    Низкая оплата труда

    Высокая оплата труда

    Работодатель:

    Работодатель:

    можно набрать

    побольше

    обходиться

    как можно

    Работников

    числом работников

    Работник:

    Работник: очень хочется получить высоко­оплачиваемую работу

    нет большого

    работать

    за низкую

    Много рабочих

    Мало рабочих

    мест, высокий

    мест, низкий

    спрос на рабочую

    спрос на рабочую

    Мало желающих

    Высокое предложение рабочей силы

    работать, малое

    предложение

    рабочей силы

    Безработица

    Дефицит работников


    • Знания
    • Умения
    • Принятие самостоятельных решений
    • Знание иностранного языка
    • Конкурентоспособность
    • Освоение новых видов профессии
    • Опыт работы
    • Дисциплинированность
    • Организованность
    • Коммуникативная культура

    Безработица

    Безработица - это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка


    Распределение численности безработных по возрастным группам

    • География безработицы
    • География безработицы

    Экономика районов с высоким уровнем безработицы там, где большой удельный вес занимает сельское хозяйство, уровень урбанизированности ниже средне российского, скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудо­способного населения.

    Низкий уровень безработицы наблюдается в районах нового освоения (например, на Крайнем Севере России). Поскольку большинство населения этих районов в основном приезжие, то, не находя работу, они возвращаются к себе на родину.

    • География безработицы в Рос­сии зависит:
    • демогра­фической ситуации и, от структуры хозяйства.
    • Районы с высоким естествен­ным приростом населения имеют, как правило, и высокий уровень безработицы.
    • Главная причина - каждый год большие контингенты молодежи входят в трудоспособный возраста, выходит же из него на пенсию гораздо меньшее число людей. Экономика этих районов - большой удельный вес занимает сельское хозяйство, уровень урбанизированности ниже среднероссийского, скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудо­способного населения.
    • Регионы высокого естественного прироста, являются в то же время регионами с менее развитой структурой хозяйства.

    • Естественный прирост населения;
    • На пенсию выходят меньше, чем количество молодежи вступает в трудоспособный возраст;
    • Миграция населения;
    • Скорость создания рабочих мест;
    • Новые требования к трудовым ресурсам;
    • Наибольший спад производства;
    • Уровень урбанизации;
    • Трудовые ресурсы из вне;
    • Низкая оплата труда
    • Спад в производстве

    • Требования к современному работнику в условиях рынка

    Условия жизни и требования к работникам так быстро меняются, что полученное однажды образование уже не может обеспечить конкурентоспособность на рынке труда на всю оставшую­ся жизнь. Поэтому современный работник должен уметь также приобретать новые знания и умения, т. е. заниматься самообразованием.

    Лучший способ «научиться учиться» - это стараться самому овладеть как можно большим чис­лом знаний и умений, осваивать новые профессии и виды занятий. Чем больше видов деятельности освоил человек, тем уверенней, «устойчивей» он чувствует себя на рынке труда.