Источник финансирования контракте по 44 фз. Контракт оплатят из другого источника. Старые разъяснения и новые правила

Вопрос о внесении бюджетным учреждением в реестр контрактов информации об источнике финансирования по контракту финансируемому из двух источников: за счет средств субсидии и от платной деятельности. Наименование бюджета выбирать одно - внебюджетные средства (средства бюджетных учреждений), т.к. после зачисления на счет бюджетного учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета? КБК указывать с разбивкой: сумма субсидии с указанием КВР и сумма собственных средств без указания КБК?

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Согласно части 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Следовательно, при осуществлении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ за счет средств субсидии и от платной деятельности, заказчик использует два источника финансирования (за счет бюджетных средств и за счет средств иной приносящей доход деятельности). Соответственно, в реестре контрактов КБК указывать с разбивкой: сумма субсидии с указанием КВР и сумма собственных средств без указания КБК.

Два источника финансирования (субсидия на выполнения государственного задания и внебюджетные средства)

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:

1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Также согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Следует обратить внимание, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает ограничения для заключения контракта, в случае если при осуществлении закупок используются два источника финансирования (за счет бюджетных средств и за счет средств, иной приносящей доход деятельности).

Однако, следует помнить, что объем внебюджетных средств, которые в том числе подлежат оплате по такому контракту, следует учитывать в совокупном годовом объеме закупок, осуществляемых в рамках Закона № 44-ФЗ.

При размещении извещения об осуществлении такой закупки бюджетному учреждению указывает два источника финансирования (бюджетные средства и внебюджетные средства).

Как проверяют информацию, которую заказчик размещает в ЕИС

С 1 января 2017 года информацию, которую заказчики размещают в ЕИС, проверяют органы контроля по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. С 1 января 2018 года федеральные заказчики будут публиковать информацию только с положительным контролем Казначейства. Для региональных и муниципальных заказчиков это правило начнет действовать с 1 января 2019 года. Сроки установлены в постановлении Правительства РФ от 20 марта 2017 года № 315.

Обязанность контролировать заказчиков установлена в части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. Каким образом контролеры проверяют информацию и как действовать заказчику в различных ситуациях, читайте в рекомендации.

Какие заказчики попали под контроль в ЕИС

Субъектами контроля Правительство РФ признало:

  • заказчиков, которые проводят закупки от имени РФ за счет средств федерального бюджета;
  • организации, которым передали полномочия государственного заказчика по правилам бюджетного законодательства РФ;
  • федеральные бюджетные учреждения, которые проводят закупки по правилам части 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • федеральные автономные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, которые проводят закупки по правилам части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, которые делают закупки за счет субсидий федерального бюджета на капитальные вложения в объекты федеральной собственности или покупку имущества для государства.

Об этом сказано в пунктах 3, 4, 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1367, далее - Правила № 1367.

Контроль в ЕИС

Информацию, которую заказчики публикуют в ЕИС, проверяют Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Как заказчику узнать свой орган контроля? Контрольный орган, который проверит ваш документ, посмотрите в карточке документа в ЕИС. Например, если вы уже сформировали план закупок, зайдите в карточку документа. В контекстном меню плана закупок нажмите на пункт «Посмотреть». Отобразится страница со сведениями о плане закупок. На вкладке «Общие сведения» найдите пункт «Орган контроля, осуществляющий контроль по части 5 статьи 99». Если вы создаете план закупок, контрольный орган также ищите на вкладке «Общие сведения».

Допустим, в поле «Орган контроля, осуществляющий контроль по части 5 статьи 99» указано «Связь не установлена». Это означает, что контрольный орган, который проверяет ваши документы, не внес организацию в свой список субъектов контроля в системе «Электронный бюджет». Отправить документ на контроль не получится. Чтобы исправить ошибку, обратитесь к контролерам.

Правила, по которым контролеры проверяют, отвечает ли информация требованиям Закона № 44-ФЗ, Правительство РФ установило в постановлении от 12 декабря 2015 года № 1367.

Какую информацию проверяют контролеры в ЕИС

Контролеры проверяют информацию, которую содержат план закупок, план-график закупок, извещения, проекты контрактов, а также сведения, которые заказчик направляет в реестр контрактов. Под контроль попадает также информация об объеме финансирования и об идентификационном коде закупки. Если заказчик внес изменения в перечисленные документы, скорректированную информацию также проверят.

При этом контролеры проверят только ту информацию, которую заказчик опубликовал после 1 января 2017 года. Например, план закупок и план-график закупок на 2017 год, который заказчик разместил в декабре 2016 года, не проверят. Однако, если заказчик внесет изменения в план-график уже в 2017 году, скорректированный документ попадет на контроль. Это связано с тем, что часть 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ и Постановление № 1367 вступили в силу с 1 января 2017 года.

Правила, по которым проверят информацию из ЕИС

Что проверяет контролер
(Столбец 1)
С чем сверяют информацию
(Столбец 2)
Формула соответствия
План закупок : объем финансового обеспечения

Лимитами бюджетных обязательств;

Выплатами из планов ФХД

Столбец 1 ≤ Столбец 2
План-график : НМЦК, цена контракта с едпоставщиком по ИКЗ План закупок : НМЦК Столбец 1 ≤ Столбец 2
Извещение : НМЦК по ИКЗ План-график : НМЦК по ИКЗ Столбец 1 = Столбец 2
Документация о закупке : НМЦК по ИКЗ
Приглашения принять участие в закупке : НМЦК по ИКЗ
Контракт с едпоставщиком : цена по ИКЗ
: НМЦК по ИКЗ Документация о закупке : НМЦК Столбец 1 ≤ Столбец 2
Протокол определения поставщика : ИКЗ Документация о закупке : ИКЗ Столбец 1 = Столбец 2
Проект контракта, который заказчик направляет участнику : НМЦК, ИКЗ Протокол определения поставщика : НМЦК, ИКЗ Столбец 1 = Столбец 2
Реестр контрактов : цена контракта и ИКЗ, которые заказчик направляет в реестр Контракт : цена контракта и ИКЗ Столбец 1 = Столбец 2

Об этом сказано в части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ и пункте 13 Правил, утвержденных Постановлением № 1367.


Список форумов » Форум по вопросам закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ [ Сообщений: 3 ] Автор Сообщение Заголовок сообщения: неверно указан источник финансирования Добавлено: 02 июл 2013, 16:06 Зарегистрирован: 16 июл 2010, 09:43Сообщений: 68 При размещении заказа неправильно указали источник финансирования (указали и в аукционной документации и в проекте контракта). Вносить изменения в документацию уже поздно (завтра аукцион). Как выйти из ситуации с наименьшими потерями? Подписать допсоглашение после подписания контракта? Просто молча внести правильные сведения в Реестр? Или что-нибудь ещё? Вернуться наверх Заголовок сообщения: Re: неверно указан источник финансирования Добавлено: 02 июл 2013, 16:21 Зарегистрирован: 26 мар 2013, 10:35Сообщений: 1531Откуда: Чеченская Респ, г. Грозный Если доп.

Форум института госзакупок (москва)

Закона N 44-ФЗ указано, что если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, помимо прочего, краткое изложение условий контракта с отражением в том числе источника финансирования. Указание на источник финансирования является обязательным (смотрите, в частности, ответ на вопрос 2 в письме Минэкономразвития России от 29.12.2014 N Д28И-2845).При формальном подходе вышеизложенное может явиться основанием для вывода о том, что сведения об источнике финансирования являются условием контракта наряду, например, с количеством товара и сроком поставки и не подлежат изменению иначе, чем в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.Вместе с тем, по нашему мнению, рассматривая вопрос о возможности внесения в контракт указанных в вопросе изменений, необходимо учитывать нормы Гражданского кодекса РФ, на которых основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст.

Допустимо ли изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта

Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.Таким образом, заказчик обязан указывать в извещении об осуществлении закупки, документации и проекте контракта источник финансирования с указанием уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации.Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Об источниках финансирования контрактов, заключенных бюджетным учреждением

В связи с тем что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика (часть 11 статьи 26 Закона 44-ФЗ), в таком решении возможно предусмотреть разделение полномочий между заказчиком и уполномоченным органом, учреждением, в том числе в части порядка разработки и утверждения документации о закупке.Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Можно ли изменить источник финансирования?

Законом N 44-ФЗ, а в графах 10 - 12 - по договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В разрезе года начала закупки указываются суммы планируемых в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых планируется начать закупку, при этом в графах 7 - 9 указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых в соответствующем году согласно Закону N 44-ФЗ планируется разместить извещение об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо направить приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проект контракта, а в графах 10 - 12 указываются суммы планируемых выплат по договорам, для заключения которых в соответствии с Законом N 223-ФЗ осуществляется закупка (планируется начать закупку) в порядке, установленном положением о закупке.
Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации. Директор Департаментаразвития контрактной системыМ.В.ЧЕМЕРИСОВ10.03.2016 Вопрос: Об указании заказчиком в извещении, документации о закупке и проекте контракта источника финансирования закупки.
Ответ:МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМОот 29 июля 2016 г. N ОГ-Д28-9219 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

Источник финансирования по 44 ap указан неправильно

Закона). Системный же анализ ст.ст. 307, 432, 525, 763 ГК РФ позволяет сделать вывод, что к собственно условиям контракта, в соответствии с которыми у сторон возникают их права и обязанности, относятся наименование, характеристики и количество поставляемых товаров (объем выполняемых работ, оказываемых услуг), место, срок доставки (поставки) товаров (выполнения работ, оказания услуг), сведения о цене контракта и включенных (не включенных) в нее расходах, сроки и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). По нашему мнению, именно эти условия в силу ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ не могут быть изменены соглашением сторон или в одностороннем порядке.Указание же на источник финансирования фактически не является условием контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по контракту и фактически оно не зависит от воли сторон (не подлежит согласованию).
Правовед.RU 440 юристов сейчас на сайте Консультируйтесь с юристом онлайн 440 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

  1. Предпринимательское право
  2. Тендеры, контрактная система в сфере закупок

Здравствуйте. Был заключен контракт на один источник финансирования мы хотим внести изменения в контракт по 44 ФЗ и изменить источник финансирования. Правомерно ли это? И является ли источник финансирования существенным условием? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь: Ответы юристов (1) Уважаемая Ольга! В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ конт­ракт заключается на условиях, предусмотр­енных извещением об осуществлении закупк­и.

Внимание

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Таким образом, оплата по контракту, заключенному в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, осуществляется в соответствии с Планом, в котором указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых планируется осуществить закупку в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, а также указываются суммы платы по контрактам, уже заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Учитывая изложенное, по мнению Департамента, бюджетное учреждение вправе осуществить оплату по контракту, заключенному в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, по двум источникам финансирования: за счет средств, полученных на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, и за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности.

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Как заказчику изменить условия контракта

Диляра Баширова, заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгий порядок изменения существенных условий заключенного контракта. Поэтому, если у заказчика возникнет потребность их изменить, ему необходимо помнить, в каких случаях это делать можно, а в каких нельзя.

В каких случаях изменять заключенный контракт

По общему правилу стороны контракта не вправе изменять его существенные условия, но есть ряд исключений. Стороны вправе изменить существенные условия контракта по соглашению сторон, если:

1. Необходимо снизить цену контракта, не изменив предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги, их качество и иные условия контракта.

2. Заказчик предложил увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов. В таком случае стороны по соглашению и с учетом положений бюджетного законодательства России вправе изменить цену контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10 процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.

Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Внимание: изменить условия контракта, указанные в пунктах 1 и 2, можно, если заказчик в контракте и документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - в контракте предусмотрел такую возможность.

Пример: как увеличить определенный вид работ, указанный в смете

Общий объем земельных работ (выемка грунта) - 1000 куб. м.

Стоимость земельных работ - 10 000,00 руб.

Стоимость всех работ (цена контракта) - 90 000,00 руб.

Стоимость за единицу (за 1 куб. м) земельных работ - 10 руб./куб. м (10 000 руб.: 1000 куб. м = 10 руб./куб. м).

Объем земельных работ может быть увеличен не более чем на 10 процентов или на 100 куб. м (1000 куб. м × 10% = 100 куб. м).

Цена контракта может быть увеличена не более чем на 10 процентов или на 9000,00 руб. (10% × 90 000,00 руб.).

Расчет увеличения земельных работ: 1000 куб. м × 10% × 10 руб./куб. м = 1000,00 руб.

Из примера видно, что при увеличении объема земельных работ не более чем на 10 процентов цена контракта увеличивается на 1000,00 руб.

Это позволит увеличить объем работ по другим видам работ в смете, но не более чем на 10 процентов. Цена контракта также не должна быть увеличена более чем на 10 процентов или 9000,00 руб.

Если заказчик - казенное или бюджетное учреждение и лимитов для увеличения цены у него нет, то он не вправе увеличить на 10 процентов объем работ и цену контракта (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).

3. Цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года, составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет:

  • 40 млн руб. - для контракта, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 1 постановления № 1186);
  • 10 млрд руб. - для остальных контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд (п. 1 постановления № 1186).

Изменения вносятся в контракт на основания решения Правительства РФ.

4. Цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года, составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет 1 млрд руб. (п. 1 постановления № 1186).

Изменения вносятся в контракт на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

5. Цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года, составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет 500 млн руб. (п. 1 постановления № 1186).

Изменения вносятся в контракт на основании решения местной администрации.

6. Регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги изменились в соответствии с законодательством России.

По этому основанию, например, стороны могут изменить цену контракта, заключенного на основании пунктов 8, 22 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

7. Заказчику - казенному учреждению (не бюджетному, а именно казенному) как получателю бюджетных средств уменьшены ранее доведенные лимиты бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). В таком случае заказчик согласовывает с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новые условия контракта, в том числе цену и (или) сроки его исполнения и (или) количество товара, объема работы или услуги.

Сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта проводится в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1090.

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не согласен изменить срок исполнения контракта или снизить цену контракта без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг, то заказчик согласовывает с ним условия контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг (п. 2 постановления № 1090).

Заказчик принимает решение об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств исходя из:

  • соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги (ч. 3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
  • необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в т. ч. продовольствие, средства для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены (ч. 4 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

8. Контракт заключен с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами ее территории. Цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина России.

Внимание: применить пункт 8 можно только в случае, если такая возможность была предусмотрена в контракте с иностранной организацией.

9. По согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставляется товар, выполняются работы, оказываются услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Если марка песка является улучшенной по своим характеристикам по сравнению с маркой песка, содержащейся в заключенном контракте, и при замене песка не ухудшится качество работ, то замена марки песка возможна в соответствии с данным основанием.

Исключение составляют товары, происходящие из иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемые, оказываемые иностранными лицами, в отношении которых Правительство РФ либо Минэкономразвития России установило ограничения (ч. 7 ст. 95, ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Они устанавливают случаи, при которых заказчик не вправе заменить товар или страну (страны) происхождения товара. Такие ограничения установлены в следующих нормах:

  • пункт 3(1) постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункт 3 постановления Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункт 13 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункт 4 постановления Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункты 9, 10 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изменения, внесенные в условия контракта, стороны излагают в дополнительном соглашении. Заказчик размещает их в реестре контрактов.

В 2016 году стороны контракта вправе по соглашению изменить следующие условия:

  • срок исполнения контракта;
  • цену контракта;
  • цену единицы товара, работы, услуги;
  • количество товаров, объем работ, услуг.

Более подробно см. Какие особенности исполнения контрактов появились в 2016 году.

Внимание: несоблюдение правил изменения контракта влечет административную ответственность

Если стороны изменили условия контракта, в том числе увеличили цену товаров, работ, услуг, и при этом возможность такого изменения не предусмотрена Законом № 44-ФЗ, то штраф грозит:

  • должностным лицам и индивидуальным предпринимателям - в размере 20 000 руб.;
  • юридическим лицам - в размере 200 000 руб.

Такая ответственность установлена в части 4 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Размеры штрафа увеличатся, если незаконное изменение привело к:

  • дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России или
  • уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Штраф в таком случае для должностного лица, индивидуального предпринимателя и юридического лица составит двукратный размер:

  • дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России или
  • цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом правонарушения.

Такая ответственность установлена в части 5 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Под должностными лицами понимаются руководители заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), а также индивидуальные предприниматели. В указанных составах предприниматели не упоминаются, однако несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

Ситуация: можно ли изменить количество товара на стадии заключения контракта в соответствии со статьей 95 Закона № 44-ФЗ

Нет, возможность внесения изменений в условия контракта на основании части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрена при его исполнении, то есть после его заключения. Контракт необходимо заключить на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (если такие документы предусмотрены в соответствии с Законом № 44-ФЗ) (ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

И только после заключения контракта (подписания его сторонами) необходимо сформировать дополнительное соглашение об уменьшении количества товара на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Ситуация: заключать ли допсоглашение и продлевать ли срок исполнения контракта? В смету заложили непригодные материалы и провели экспертизу сметы

Заключите дополнительное соглашение о приостановлении работ на период экспертизы и замены непригодных материалов согласно статьям 716 и 750 Гражданского кодекса РФ. Аналогичная позиция выражена и в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2016 г. № Ф05-20281/2015, А40-33444/2015, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2014 г. № 15АП-10220/2014, А53-25124/2013 и Девятого арбитражного суда от 1 августа 2013 г. № 09АП-22545/2013, А40-155524/2012.

Ситуация: можно ли продлить срок действия контракта, если на этапе его исполнения уменьшили ранее доведенные лимиты и включили эту сумму в лимиты будущего года. Закупку проводит казенное учреждение

Да, можно.

Продление срока исполнения контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств возможно при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Об этом говорит Минэкономразвития России в письме от 29 июля 2015 г. № Д28и-2209 (п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: можно ли изменить в контракте порядок, в котором стороны урегулируют споры

Да, можно.

Стороны не вправе изменять только существенные условия контракта. Но даже для этого правила есть исключения, которые предусмотрены в статье 95 Закона № 44-ФЗ. Существенные условия указаны в статье 34 Закона № 44-ФЗ. А анализ статьи 34 показал, что порядок, в котором стороны урегулируют споры, не относится к существенным условиям контракта (письмо Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 02-02-15/24252).

Ситуация: можно ли неоднократно увеличивать или уменьшать цену контракта в пределах 10 процентов от первоначальной цены контракта, делать несколько допсоглашений

Такая возможность не предусмотрена Законом № 44-ФЗ, но и запрет не установлен. Заказчик вправе на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ неоднократно увеличивать или уменьшать цену контракта в пределах 10 процентов от первоначальной цены контракта, делать несколько допсоглашений.

Ситуация: как заказчику увеличить цену контракта на капитальный ремонт

Чтобы увеличить цену контракта на капитальный ремонт, выполните три шага.

Шаг 1. Измените смету по тем позициям, которые нужно увеличить. Ведь смета становится частью договора подряда с момента, когда заказчик ее подтвердил. Общую стоимость сметы измените пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10 процентов. Об этом сказано в письмах Минэкономразвития России от 16 сентября 2014 г. № Д28и-1866, от 18 августа 2015 г. № Д28и-2497.

Шаг 2. Заключите с подрядчиком . В документе сошлитесь на норму закона и пункт контракта, где указано, что стороны вправе изменять контракт. Например, напишите так:
«В соответствии с разделом 4, пунктом 4.4 государственного контракта и статьей 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" раздел 4, пункт 4.1 государственного контракта читать в следующей редакции…».

Шаг 3. Информацию о том, что изменили цену, внесите в . Там же опубликуйте дополнительное соглашение. Сведения в реестре опубликуйте в течение трех рабочих дней с даты, когда стороны заключили дополнительное соглашение (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик вправе увеличить стоимость контракта на капитальный ремонт только при двух условиях.

Условие 1. Заказчик предложил увеличить количество продукции, которое предусмотрено контрактом. Тогда цену контракта изменяют пропорционально дополнительному количеству продукции. Увеличить цену контракта можно не более чем на 10 процентов. За основу берут цену единицы продукции. При этом увеличить можно только объем работ, которые предусмотрены контрактом. Добавлять новые работы, которых нет в смете, нельзя.

Условие 2. Возможность увеличить цену предусмотрена контрактом. Например, в контракте вы прописали: «Объем работ, подлежащих выполнению в соответствии с условиями настоящего контракта, может быть увеличен или уменьшен по отдельным позициям сметного расчета не более чем на 10 процентов от цены единицы объема работы, установленной настоящим контрактом».

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, письме Минэкономразвития России от 4 декабря 2015 г. № Д28и-3634.

Ситуация: можно ли изменять контракт, чтобы исправить ошибки в документации об аукционе

Заказчик не вправе вносить изменения в проект контракта. В противном случае подобные действия заказчика приведут к нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.

Должностных лиц заказчика привлекут к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение ФАС России от 22 января 2015 г. по делу № К-К-40/15/14).

Если исполнение невозможно, то заказчик и поставщик вправе сразу после заключения контракта расторгнуть его по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на 10 процентов, если контракт заключен по результатам проведения запроса котировок

Нет, не вправе.

Во-первых, стороны не вправе увеличить цену контракта на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ без увеличения количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг (выполняемых работ).

Во-вторых, возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена в нем и в документации о закупке (за исключением закупки у единственного поставщика) (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок не предполагает формирования документации о закупке. Поэтому если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, то заказчик не вправе заключать дополнительное соглашение к контракту, изменяющее количество поставляемого товара, объем оказываемых услуг (выполняемых работ), а также цену контракта, на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Данный вывод подтверждается позицией Минэкономразвития России, изложенной в письмах от 23 ноября 2015 г. № Д28и-3411, от 2 октября 2015 г. № ОГ-Д28-12811.

Ситуация: можно ли увеличить объем работ на 10 процентов в отношении уже исполненного контракта

Нет, нельзя. Исходя из смысла подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменить условия контракта его стороны могут только в ходе его исполнения (например, до подписания акта сдачи-приемки всех работ, акта о выполнении обязательств по контракту). То есть если контракт уже исполнен, его условия нельзя изменить.

Ситуация: заказчик заключил контракт на строительство школы. В проектной документации он предусмотрел виды работ по огнезащите металла, а в заключенном контракте (смете) эти работы не предусмотрел. Можно ли дополнительным соглашением включить эти работы в контракт с увеличением стоимости контракта до 10 процентов

Нет, такая возможность в Законе № 44-ФЗ не предусмотрена. Исходя из смысла подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ «новые работы» в контракт добавить нельзя, поскольку на 10 процентов можно увеличить только объем работ, который уже предусмотрен в контракте. При этом также увеличение цены осуществляется исходя из установленной в контракте цены единицы работы.

На «новые работы» заказчику необходимо провести новую закупку. Например, если ее сумма не превышает 100 000 руб., то у единственного поставщика (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: по результатам электронного аукциона учреждение для обеспечения нужд субъекта РФ заключило контракт на оказание услуг охраны служебного помещения. Однако позднее возникли непредвиденные расходы на другие необходимые учреждению услуги, в результате чего возникла недостача финансирования. Можно ли снизить цену заключенного контракта

Да, можно. В данной ситуации у заказчика есть несколько вариантов возможных действий:

  1. Снизить цену контракта без изменения объема услуг (подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
  2. Уменьшить объем услуги и цену контракта не более чем на 10 процентов (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
    При этом в указанных случаях необходимо наличие следующих условий:
    - возможность изменить условия контракта заказчик предусмотрел в документации о закупке и контракте, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - в контракте;
    - заказчик и подрядчик имели взаимное согласие на такое изменение.
  3. Уменьшить объем услуги и цену контракта, воспользовавшись возможностью, предусмотренной для контрактов в 2016 году.

Снизить цену контракта в данной ситуации возможно только по соглашению сторон.

Ситуация: возможно ли внесение изменений в условия контракта по соглашению сторон в размере не более чем на 10 процентов в отношении уменьшения цены единицы запасных частей

Нет, стороны не имеют правовых оснований для внесения изменений в условия контракта в части уменьшения цены единицы запасных частей.

Внести изменения в условия контракта при его исполнении в размере не более чем на 10 процентов возможно, лишь когда заказчик и подрядчик имели взаимное согласие на такое изменение, а также заказчик предусмотрел в документации о закупке и контракте, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - в контракте право изменить его условия в отношении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, но не количества запасных частей.

Ситуация: можно ли увеличивать объем поставляемой продукции не по всем позициям, а только по некоторым пунктам

Нет, нельзя. Законодатель однозначно установил порядок определения цены единицы дополнительно поставляемого товара, который не предусматривает увеличение количества товара по отдельным позициям в случае закупки товара с разными ценами и разного количества по перечням. Увеличить количество товара можно только при целевой закупке конкретного товара.

В противном случае, например, заказчик может купить дополнительно поставляемый товар из перечня по цене за единицу, в десятки раз превышающей цену, по которой поставщик первоначально поставлял необходимый товар по контракту.

Ситуация: можно ли увеличить объем услуг по контракту на ОСАГО

Да, заказчик может увеличить объем страховых услуг при условии, что такая возможность была предусмотрена документацией о закупке (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

У органов контроля могут возникнуть вопросы соблюдения пропорциональности цены контракта дополнительному объему услуги исходя из установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на 10 процентов цены контракта. Однако при закупке услуг страхования в контракте указывают формулу цены и максимальное значение цены контракта. Это позволит увеличить объем услуг и цену контракта в пределах 10 процентов в соответствии с формулой цены (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 13 января 2014 года № 19).

Ситуация: можно ли изменить на 10 процентов цену энергосервисного контракта

Нет, нельзя. Цену энергосервисного контракта определяют исходя из подлежащего уплате исполнителю процента экономии. процент экономии не подлежит изменению в ходе исполнения контракта (ч. 14 и 15 ст. 108 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 4 октября 2016 г. № ОГ-Д28-11935).

Ситуация: подрядчик установил двери, характеристики которых отличаются от указанных в техническом задании. Подрядчик представил документ, что двери обладают улучшенными характеристиками. Нужно ли предъявлять к подрядчику штрафные санкции

Нет, не нужно. Возможность поставки товаров с улучшенными характеристиками предусмотрена в части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ: «При исполнении контракта допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными…».

Ситуация: можно ли заключить соглашение об изменении номера контракта и номера протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

Да, поскольку номер контракта и номер протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок не являются существенными условиями контракта. Заказчик вправе изменить их. При этом необходимо помнить, что в данной ситуации ему необходимо внести изменения и в сведения о контракте в реестре контрактов на официальном сайте в течение трех рабочих дней с даты подписания дополнительного соглашения (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: допускается ли при исполнении контракта изменить размер аванса

Нет, не допускается. Такая возможность не предусмотрена ни статьей 34, ни статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: можно ли продлить срок окончания контракта в связи с тем, что товар задержан на таможне

Нет, нельзя. Такой случай не предусмотрен частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Поэтому в случае заключения дополнительного соглашения к контракту об изменении срока его окончания по данному основанию есть риски, что антимонопольная служба расценит такое изменение как правонарушение, предусмотренное статьей 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Поставщику следует помнить о том, что заказчик может применить к нему меры ответственности в виде неустойки (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые предусмотрены контрактом (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: может ли заказчик внести изменения в контракт в случае, если в ходе исполнения контракта выяснилось, что в части работ нет необходимости

Нет, не может. Возможность изменения условия контракта в указанном случае Законом № 44-ФЗ не предусмотрена.

Заказчику необходимо расторгнуть контракт по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) в объеме выполненных работ. На оставшиеся денежные средства осуществить закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Ситуация: как заказчику уменьшить количество поставляемого товара, если в ходе исполнения контракта в 8 процентах такого поставляемого товара отпала необходимость, но возможность изменения условий контракта заказчик не предусмотрел в документации о закупке

Если в документации о закупке заказчик не предусмотрел возможность изменения условий контракта на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, то внести изменения в условия контракта в части уменьшения количества поставляемого товара нельзя.

В связи с этим после поставки и приемки необходимого количества поставляемого товара заказчику и поставщику необходимо рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон в части количества поставляемого товара, в которой отпала необходимость у заказчика, а также в части соразмерного уменьшения цены контракта исходя из цены единицы товара.

Ситуация: можно ли внести изменения в условия исполнения контракта в части замены источника финансирования

Нет, нельзя. Источник финансирования является одним из обязательных условий контракта (п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). Возможность его изменения не предусмотрена ни статьей 34, ни статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: может ли заказчик установить в контракте условие о его ежегодной пролонгации

Нет, не может. Положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность продления исполнения обязательств по контракту на следующий год. Условие о пролонгации контракта не позволяет четко определить дату окончания правоотношений сторон и увеличивает цену контракта до стоимости, превышающей допустимую Законом № 44-ФЗ, что нарушает положения Закона № 44-ФЗ. Аналогичная позиция содержится в решении Арбитражного суда Курганской области от 22 июля 2015 г. по делу № А34-3527/2015.

Ситуация: можно ли продлить срок действия контракта до 100 000 руб. В контракте предусмотрена пролонгация

Нет, нельзя. Если продлите срок действия контракта, то автоматически увеличите стоимость со 100 000 до 200 000 руб. и нарушите положения пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Работника контрактной службы или контрактного управляющего накажут штрафом в 30 000 руб. за заключение контракта на сумму, которая превышает 100 000 руб. Также срок действия контракта относится к существенным условиям, которые не могут быть изменены (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ).

Ситуация: заключать ли допсоглашение к контракту, когда меняются реквизиты, адрес местонахождения, руководитель, наименование заказчика или исполнителя

Обязанности нет. Стороны контракта вправе либо заключить допсоглашение, либо направить уведомление. Основание: условия контракта о наименовании, реквизитах, адресе местонахождения руководители не признают существенными и не требуют согласования сторонами. Вывод следует из статьи 432 Гражданского кодекса РФ, статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтверждает Минэкономразвития России в письме от 5 сентября 2016 года № Д28и-2394 и судебная практика: постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 мая 2007 года № А56-18227/2006, от 1 июля 2005 года № А56-35431/04.

Ситуация: вправе ли заказчик увеличить цену контракта в пределах 10 процентов, если после изменений стоимость контракта превысит НМЦК

Да, вправе. Главное, чтобы новая цена не превышала доведенные лимиты. То есть заказчик вправе увеличить цену контракта не более чем на 10 процентов в пределах доведенных лимитов (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, ст. 34, п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

В каких случаях изменять контракт нельзя

Нельзя изменять:

  1. Предмет контракта (например, конкретный вид услуг и особенности их исполнения по договору возмездного оказания услуг) (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
  2. Условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для контрактов данного вида (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ).
  3. Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ). Например, если заказчик в контракте установил банковское сопровождение конкретным банком и сторонам необходимо будет осуществлять финансирование через конкретный банк.
  4. Поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляет случай, когда новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования (п. 5 ст. 58 ГК РФ), слияния (п. 1 ст. 58 ГК РФ) или присоединения (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Внимание: перемена заказчика разрешена без ограничений. Права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: в каких случаях заказчик может передать права и обязанности по контрактам новому заказчику, не являющемуся правопреемником старого предприятия

Передача прав и обязанностей по контрактам может быть осуществлена только в том случае, если новое учреждение относится к категории заказчиков в понимании Закона № 44-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ напрямую не устанавливает случаи, когда возможна перемена заказчика, но допускает саму такую возможность (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 21 марта 2016 г. № Д28и-808).

Передача прав и обязанностей исходя из смысла части 6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ может быть произведена только новому заказчику.

Ситуация: можно ли передать права и обязанности по контракту иностранному государству? Предмет контракта - строительство объекта, переданного в собственность Южной Осетии

Нет, нельзя. Права и обязанности по контракту переходят к новому заказчику в случае перемены заказчика. Иностранное государство в понимании Закона № 44-ФЗ не может быть заказчиком. Такой вывод следует из пунктов 5-7 статьи 3 и части 6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: могут ли стороны, заключив соответствующее дополнительное соглашение, осуществить замену одного гарантирующего поставщика на другого по контракту на поставку электроэнергии в связи с утратой первоначальным поставщиком статуса гарантирующего поставщика на основании приказа Минэнерго России

Перемена гарантирующего поставщика недопустима. Закон № 44-ФЗ допускает замену поставщика только в случае замены его правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В данном случае сторонам следует оформить дополнительное соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) в связи с невозможностью его исполнения (ст. 416 ГК РФ).

Ситуация: может ли заказчик изменить наименование подрядчика в заключенном контракте при наличии документов, подтверждающих изменение наименования подрядчика

Да, может. Наименование подрядчика не является существенным условием контракта (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Перемена подрядчика не осуществляется, так как он остается прежним, но с новым наименованием.

То же самое касается и изменения наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (п. 7 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Например, в случае изменения открытого акционерного общества на публичное акционерное общество.

Ситуация: можно ли работы, которые подрядчик должен выполнить в 2018 году, исполнить в 2017 году и наоборот

Нет, нельзя.

Порядок и сроки выполнения работ относят к существенным условиям контракта. Существенные условия изменять нельзя, кроме исключений, которые перечислены в статье 95 Закона № 44-ФЗ. Изменение порядка и сроков выполнения работ в исключения не попадает (п. 1 ст. 432 ГК РФ, ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Если незаконно измените условия контракта, должностному лицу грозит штраф 20 тыс. руб., юридическому лицу - 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).

Обязанности заказчика, который изменил контракт

После того как стороны заключили дополнительное соглашение к контракту, изменившее его условия, заказчик обязан:

  1. Направить информацию о внесенных в контракт изменениях в Казначейство России в течение трех рабочих дней с даты заключения такого соглашения (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Порядок направления такой информации установлен в следующих актах:
    - Правилах ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084;
    - приказе Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».
  2. Разместить информацию о внесенных в контракт изменениях в единой информационной системе (zakupki.gov.ru) в течение одного рабочего дня с даты заключения такого соглашения. Сведения, составляющие государственную тайну, заказчик не должен размещать (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Рекомендация: Изменение источника финансирования при оплате исполненного контракта Проблема:

На момент размещение закупки в плане-графике закупок и размещения аукциона на закупку товара, организация разместила аукцион с условием финансирования за счет предпринимательской деятельности. При исполнении контракта были выделены бюджетные средства на идентичный товар. Каким образом возможно произвести оплату за счет выделенных бюджетных средств и возможно ли внести изменение источника финансирования?

Решение:

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В свою очередь, извещение об осуществлении закупки, в том числе и извещение о проведении электронного аукциона, должно содержать в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона № 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Внимание:

Таким образом, источник финансирования является частью условия контракта.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

При исполнении контракта согласно ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

  1. если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
  2. если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
  3. если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  4. если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
  5. изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  6. в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
  7. в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Таким образом, прямой ссылки в Законе № 44-ФЗ на право заказчика внести изменения в контракт в части источника финансирования нет, поэтому, заказчику не рекомендуется менять данное условие контракта, так как это не предусмотрено Законом № 44-ФЗ.

Нет, изменять источник финансирования в контракте, заключенном в соответствии с 44-ФЗ, нельзя. Источник финансирования является одним из обязательных условий контракта (п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). Возможность его изменения не предусмотрена ни статьей 34, ни статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Письмо № Д28и-2286 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМОот 3 августа 2015 г. № Д28и-2286 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел письмо о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и сообщает. 1.

Изменение источника финансирования по контракту

Внимание

В контракте, заключенном бюджетным учреждением по итогам электронного аукциона, в качестве источника финансирования указаны средства ОМС.


Инфо

В настоящее время планируется частичная оплата контракта за счет бюджетных средств.Вправе ли заказчик внести изменения в контракт, дополнив сведения об источнике финансирования? По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:На наш взгляд, в соответствующей части контракт может быть изменен по соглашению сторон, однако полностью исключить риск наступления неблагоприятных правовых последствий такого изменения мы не можем.Независимо от того, сопровождается ли изменение источника финансирования внесением изменений в контракт, информация об изменении источника финансирования, на наш взгляд, должна быть направлена в Федеральное казначейство для внесения в реестр контрактов.


Обоснование позиции:Согласно ч. 1 ст.

Письмо минэкономразвития россии от 03.08.2015 № д28и-2286

Menu ГлавнаяНовости- Закупки в СМИ- Мероприятия- Новости ЕИС- Вестник Института госзакупок- Аукционный вестник- Авторские статьи- Юмор в госзаказе44-ФЗ- Нормативно-правовые акты- Письма и разъяснения- Руководства и документация- Шаблоны документов- Судебная практика- Решения контролирующих органов223-ФЗ- Письма и разъяснения- Нормативно-правовые актыВидео- Вебинары- СеминарыВопросыЗаказчику- Консультация по 44-ФЗУчастнику- Электронная подпись- Банковская гарантия- Консультация по 44-ФЗ- Свидетельство СРО, ЛицензияСсылки- Учебные центры- Сервисы и справочники- Специализированные организации- Эксперты- Торговые площадки- Общественные организации У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов.

Форум института госзакупок (москва)

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.
№ 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Изменения источника финансирования в контракте

Вместе с тем можно обнаружить и противоположную практику (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 N 03АП-3524/15), в связи с чем мы не можем полностью исключить риск признания неправомерным внесения в контракт изменений в части указания на источник финансирования.В заключение отметим, что в соответствии с одним из принципов контрактной системы — принципом открытости и прозрачности — информация, предусмотренная Законом N 44-ФЗ и размещенная в единой информационной системе (а до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте), должна быть полной и достоверной.

В частности, подлежат размещению на официальном сайте документы и информация, включаемые в реестр контрактов, заключенных заказчиками (ч.
4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в том числе информация об изменении контракта и информация об источнике финансирования (п.п.
2, 8 и 9 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

Комитет государственных закупок мурманской области

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом № 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.
2.

В контракте, заключенном бюджетным учреждением, в качестве источника финансирования указаны внебюджетные средства (средства ОМС). В настоящее время планируется оплата контракта за счет бюджетных средств. Вправе ли заказчик внести изменения в контракт и изменить источник финансирования? Обязательно ли информация об источнике финансирования должна быть указана в контракте?

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом 44-ФЗ указанные документы не предусмотрены. Частью 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на изменение условий контракта, за исключением случаев, предусмотренных самой ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

В п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указано, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, помимо прочего, краткое изложение условий контракта с отражением в том числе источника финансирования. Указание на источник финансирования является обязательным (смотрите, в частности, ответ на вопрос 2 в письме Минэкономразвития России от 29.12.2014 N Д28И-2845).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что сведения об источнике финансирования являются условием контракта, наряду, например, с количеством товара и сроком поставки, и не подлежат изменению иначе, чем в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

Вместе с тем, по нашему мнению, рассматривая вопрос о возможности внесения в контракт упоминаемых в анализируемом случае изменений, необходимо учитывать нормы Гражданского кодекса РФ, на которых основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Системный же анализ ст.ст. 307, 432, 525, 763 ГК РФ позволяет сделать вывод, что к собственно условиям контракта, в соответствии с которыми у сторон возникают их права и обязанности, относятся наименование, характеристики и количество поставляемых товаров (объем выполняемых работ, оказываемых услуг), место, срок доставки (поставки) товаров (выполнения работ, оказания услуг), сведения о цене контракта и включенных (не включенных) в нее расходах, сроки и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). По нашему мнению, именно эти условия в силу ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ не могут быть изменены соглашением сторон или в одностороннем порядке.

Указание же об источнике финансирования фактически не является условием контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по контракту и фактически не зависит от воли сторон (не подлежит согласованию). По существу такое указание является просто информационным сообщением (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 N 14АП-709/15).

Поэтому, по нашему мнению, заключение дополнительного соглашения о внесении в контракт изменения информации об источнике финансирования не будет противоречить положениям Закона N 44-ФЗ.

Сказанное косвенно подтверждается арбитражной практикой, сложившейся в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регулировавшего те же отношения, что и Закон N 44-ФЗ, и признающей правомерность изменения по соглашению сторон указания на источник финансирования в контрактах, заключенных по итогам торгов (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 18.01.2011 N Ф10-6260/2010, ФАС Поволжского округа от 25.05.2011 N Ф06-2096/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.05.2013 N Ф08-2321/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.12.2009 N А33-6913/2009 (определением ВАС РФ от 31.05.2010 N 2985/10 в передаче последнего постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)). Однако в отношении контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, полностью исключить риск признания неправомерным внесения в контракт изменений в части указания на источник финансирования, на наш взгляд, нельзя - в связи с отсутствием однозначного подтверждения обратного в имеющейся на данный момент правоприменительной практике.

Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с одним из принципов контрактной системы - принципом открытости и прозрачности - информация, предусмотренная Законом N 44-ФЗ и размещенная в единой информационной системе (а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте), должна быть полной и достоверной. В частности, подлежат размещению на официальном сайте документы и информация, включаемые в реестр контрактов, заключенных заказчиками (ч. 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в том числе информация об изменении контракта и информация об источнике финансирования (п.п. 2, 8 и 9 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим представляется целесообразным (независимо от того, сопровождается ли фактическое изменение источника финансирования внесением соответствующих изменений в контракт) направление заказчиком информации об изменении источника финансирования в Федеральное казначейство для внесения в реестр контрактов (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).