Зачем военным профсоюзы. Военно-профсоюзный раздрай Какие конкретно

УСТАВ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ "НПСВ"

Принят на учредительной конференции Независимого профсоюза военнослужащих Российской Федерации (НПСВ) 17 января 1992 г. изменения и дополнения внесены на: II-м съезде НПСВ 25 марта 1995 г., III-м съезде НПСВ 7 мая 1997 г. и IV-м съезде НПСВ 25 мая 2001 г.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Общие положения.
1. Общероссийский профессиональный союз военнослужащих "НПСВ" (далее по тексту - ОПСВ) является добровольной общественной организацией, объединяющей на основе совместной деятельности по защите общих социальных, правовых, экономических и профессиональных интересов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; граждан Российской Федерации, состоящих на государственной службе и имеющих специальные звания (классные чины); граждан, уволенных с военной службы, членов их семей.
2. ОПСВ осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации, а также в других регионах, где будут создаваться профсоюзные организации ОПСВ.
3. ОПСВ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, на территории которых он осуществляет свою деятельность, нормами международного права, настоящим Уставом.
4. Деятельность ОПСВ опирается на принципы:
- демократического централизма,
- добровольности вступления и свободного выхода из профсоюза,
- равноправия членов профсоюза,
- плюрализма мнений,
- сочетания самостоятельности организаций профсоюза в организационной и финансовой деятельности с поддержкой и взаимной помощью в решении возникающих вопросов,
- сочетания коллективности в работе всех организаций и выборных органов с личной ответственностью членов профсоюза за выполнение принятых решений.
5. Постоянно действующим руководящим органом ОПСВ является Президиум Центрального Комитета ОПСВ (далее по тексту - Президиум ЦК ОПСВ). Местонахождение Президиума ЦК ОПСВ: Российская Федерация, г. Москва.

Глава II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОПСВ

Статья 2. Цели ОПСВ.
Целями ОПСВ являются:
- достижение социальной и правовой защищенности военнослужащих, граждан состоящих на государственной службе и имеющих специальные звания, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- защита общегражданских, социальных, экономических и иных прав и свобод указанных категорий граждан, создание нормальных условий для их профессиональной деятельности;
- всемерное содействие укреплению обороны и безопасности государства, повышению престижа военной службы;
- содействие укреплению единоначалия;
- развитие всестороннего сотрудничества с международными и зарубежными организациями и их объединениями (ассоциациями) в решении задач, вытекающих из настоящего Устава.

Статья 3. Задачи ОПСВ.
1. Для достижения своих целей ОПСВ в соответствии с действующим законодательством:
- представляет и защищает социальные, правовые, экономические и профессиональные интересы своих членов в федеральных государственных органах и подчиненных им органах управления, в государственных органах субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, а также в объединениях (ассоциациях) профсоюзов (организаций профсоюзов) и иных общественных объединениях и их ассоциациях (свою работу с указанными органами и организациями строит на основе соглашений);
- содействует укреплению правовых основ в деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, иных государственных органов (органов управления), где осуществляют свою профессиональную деятельность военнослужащие, граждане, состоящие на государственной службе и имеющие специальные звания;
- способствует улучшению духовных, материальных и бытовых условий жизни и профессиональной деятельности военнослужащих, граждан, состоящих на государственной службе и имеющих специальные звания, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, принимает участие в организации дополнительных видов социального страхования, пенсионного и медицинского обеспечения указанных категорий граждан, в решении вопросов их переподготовки и трудоустройства при окончании военной службы (выхода на пенсию) и строительстве для них жилья;
- принимает участие в выборах федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством;
- осуществляет через учрежденные ОПСВ организации предпринимательскую деятельность, капитальное строительство, административно-хозяйственную и другие виды деятельности для достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом;
- создает образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляет обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, содействует социально-экономическому, правовому и профессиональному обучению членов профсоюзов;
- осуществляет информационно-пропагандистскую, культурно-просветительную и издательскую деятельность;
- принимает участие в работе международных и зарубежных организаций их объединений (ассоциаций);
- всемерно развивает сеть организаций, занимающихся вопросами санаторно-курортного лечения, туризма (в том числе международного), отдыха, массовой физической культуры и спорта военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
- решает иные задачи, не противоречащие настоящему Уставу.
2. При решении своих задач ОПСВ реализует права, предоставленные Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" с учетом особенностей применения указанного Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции, судей и прокуроров.

Радикальные перемены в жизни нашего общества в последние годы повлекли глубокие изменения и в деятельности профсоюзов. Остро почувствовал это на себе и гражданский персонал Российской армии. Потребовалось даже переосмыслить идеологию, пересмотреть цели и задачи, формы и методы работы. Об этом шла речь на недавно прошедшем первом заседании V съезда Профсоюза гражданского персонала Сухопутных войск. Об особенностях работы и новых задачах в современных условиях рассказывает председатель ЦК Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил, член исполкома Федерации профсоюзов рабочих и служащих ВС РФ Владимир Варламов.

{{direct}} – В ладимир Алексеевич, наверное, не будет преувеличением сказать, что первое заседание V съезда профсоюза, который вы возглавляете, стало знаковым событием в жизни организации. Какие основные вопросы решались на съезде?

– Мероприятие планировалось провести осенью этого года. Однако накопившиеся проблемы, требующие неотложного решения, радикально изменившаяся обстановка в Вооруженных Силах заставили руководство профсоюза пересмотреть сроки.

Нужно отметить, что на съезде были приняты действительно серьезные решения. Начну с того, что наш профсоюз получил новое название – Профсоюз гражданского персонала Вооруженных Сил России. Связано это с желанием объединить профсоюзное движение для выполнения своих уставных задач.

– Разве изменение названия решает проблемы в принципе? Ведь среди главных, насколько я понимаю, – вопросы оплаты труда, предоставления гражданскому персоналу путевок на лечение и отдых в санатории и дома отдыха Минобороны, сохранения дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей, пансионатов и баз отдыха… Важно, чтобы они не попали под так называемую программу распродажи непрофильных объектов в качестве дополнительного источника финансирования. Или я неправ?

– Во многом вы правы. Кризис, особенно в первой своей фазе, сильно понизил и без того невысокий уровень жизни гражданского персонала Вооруженных Сил. И это несмотря на то, что всем этим вопросам уделялось особо пристальное внимание с нашей стороны. Сегодня по-прежнему сохраняется значительное отставание по росту заработной платы гражданского персонала армии от аналогичного показателя среди работников других отраслей «на гражданке» и в целом в бюджетной сфере.

Вы правильно поставили вопрос и о непрофильных объектах. К сожалению, успехов по их росту у нас немного. Хотя повальную распродажу, как это практиковалось все предыдущие годы, удалось в некоторой степени остановить. Увы, не произошло существенных подвижек и в порядке выделения гражданскому персоналу путевок на лечение и отдых, сохранения детских дошкольных учреждений и оздоровительных лагерей.

Вместе с тем зададимся вопросами. А какими могли быть показатели, если бы мы не приняли программу действий на этот период? К какому бы итогу пришли, если бы не повседневный труд профсоюзных работников и профактива по изучению и анализу возникающих проблем в социальной сфере, в области труда, трудовых отношений? И самое главное – чего добились бы, если постоянно не доводили бы своих требований до работодателей всех уровней, включая и президента страны как гаранта Конституции, и премьер-министра как главного работодателя?

Сегодня в деле защиты человека труда нет альтернативы профсоюзам! Не случайно в вашем вопросе прозвучала мысль, что зарплата гражданского персонала Вооруженных Сил не сильно-то выросла за последние годы. Но, заметьте, все-таки она выросла, пускай и незначительно. И это в период кризиса! Например, с 1 декабря 2008 года в соответствии с приказами министра обороны № 555 и № 333 гражданский персонал переведен на новую систему оплаты труда. Это позволило повысить фонд оплаты на 30%, а зарплату – на 10–20%. И профсоюз сыграл далеко не последнюю роль в этом процессе.

Кстати, мы практически забыли о задержках, связанных с выплатой денег. Сегодня это явление крайне редко. Если такое и случается, то сразу становится объектом пристального внимания, в том числе судебных органов. Именно благодаря активной позиции профсоюза удалось переломить ситуацию в этом вопросе. Только за 2005–2008 годы профсоюзные работники территориальных органов военных округов приняли участие в 4447 заседаниях судов, в основном по вопросам социально-трудовых отношений гражданского персонала с работодателями. И в подавляющем большинстве случаев иски были в той или иной степени удовлетворены.

Есть положительные результаты и на других направлениях. Так, количество путевок, выделяемых гражданскому персоналу медицинскими службами военных округов в санатории и дома отдыха, за последние пять лет увеличилось практически вдвое. Хотя мы считаем, что этого все равно недостаточно. Наши дети чаще стали отдыхать в оздоровительных, туристических и спортивных лагерях. Но не об успехах речь. Смысл нашей работы – в улучшении жизни гражданского персонала. Для этого необходимо определиться с приоритетами. Это – обеспечение человека труда рабочим местом в соответствии с его профессиональной подготовкой и квалификацией, своевременная и достойная заработная плата, создание здоровых и безопасных условий на рабочем месте, надежная защита трудовых прав.

– Что для этого делается?

– Сегодня работаем над проектом программы действий профсоюза на 2010–2015 годы. Будем его рассматривать на втором заседании V съезда в конце этого года. В документе предусматривается комплексный подход к решению поставленных задач. В нем определены главные задачи для организаций профсоюза с учетом изменения правового положения воинских частей и учреждений в бюджетной сфере, более широкое внедрение рыночных механизмов и новой системы оплаты труда гражданского персонала.

В качестве механизма реализации программного документа будет разработан план работы. В нем определим роль организаций профсоюза по повышению качества работы выборных органов и основные направления деятельности. Надеемся, что итоги будут более результативными и в предстоящий период нас не накроет новая кризисная волна.

Но недостатки и промахи в работе связаны не только с кризисом. Есть другие причины, без учета которых назревшие проблемы не решить. Это сугубо внутренние профсоюзные вопросы, доставшиеся нам в наследство еще с советских времен. О них, кстати, также не в последнюю очередь шла речь на съезде. Какова тут предыстория?

Дело в том, что во времена СССР профорганизации Минобороны обычно прикрепляли к 19 отраслевым профсоюзам. Но в условиях перестройки такой порядок пришел в противоречие с необходимостью укрепления единства и сплоченности всего личного состава. Тогда военное ведомство поддержало инициативу ряда профсоюзных органов по созданию единого профсоюза рабочих и служащих Министерства обороны. Началась работа по объединению наших организаций в единую структуру.

Однако в период распада Союза, когда Минобороны уже было не до военных профсоюзов – самому бы выжить, сложившаяся модель стала пробуксовывать. Каждый вид, род войск обзавелся своим, отраслевым профсоюзом. Причем процесс зачастую носил хаотичный, никем не координируемый характер. В результате появилось шесть профсоюзов: Сухопутных войск (СВ), Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (ВВС и ПВО), Военно-морского флота (ВМФ), Ракетных войск стратегического назначения и Космических войск (РВСН и КВ), Военных и специализированных строительных организаций (ВССО) и Минобороны России.

Таким образом, возникла в некотором смысле абсурдная ситуация – работодатель (Министерство обороны) один, а организаций, защищающих права и интересы значительной части гражданского персонала Вооруженных Сил по вопросам трудовых отношений, решению возникающих социально-бытовых и других проблем, несколько. Понятно, что ни один министр обороны как работодатель не будет заключать со своими работниками шесть коллективных договоров.

Тогда в 1990 году была создана Федерация профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил (ФПВС) России – общероссийское объединение профсоюзов, образованное на добровольной основе профессиональными союзами видов и родов войск ВС РФ для координации их совместных действий. Именно военные профсоюзы содержат федерацию на своем балансе, а не наоборот.

Нужно сказать, что в начальный период ФПВС удалось сплотить ряды военных профсоюзов. Сейчас же влияние самой федерации на профсоюзную жизнь свелось практически к нулю и даже приводит к разобщению, распылению усилий. Поэтому половина военных профсоюзов состоит одновременно в нескольких федерациях и ассоциациях профсоюзов, что является нарушением принятого устава ФПВС России и ослабляет все ее усилия.

Подытоживая, хочу отметить: сложившаяся на сегодня организационная структура военных профсоюзов не позволяет решать поставленные задачи на должном уровне. Это в конечном счете тормозит выполнение нами своей основной миссии – защищать законные права и интересы гражданского персонала.

– А почему вы вдруг решились объединиться именно сейчас? Кризис подтолкнул?

– Отчасти кризис как бы подтолкнул, ускорил этот процесс. Что же касается идеи объединения, то разговоры о создании единого профсоюза ВС РФ ведутся уже более десяти лет. За это время созданы многочисленные комиссии, группы для решения данной проблемы. Проведены десятки различных заседаний, составлены протоколы, приняты решения и т. д., и т. п. И что же мы получили в сухом остатке? Только разговоры о том, что объединение необходимо, но несвоевременно. Всегда находились какие-то причины ничего конкретного не делать в этом направлении.

А между тем в Вооруженных Силах, в стране в целом произошли весьма серьезные изменения. Переход армии и флота на совершенно новые принципы комплектования, рыночные отношения в сфере производства и ремонта ВВТ, передача большинства организаций и учреждений социальной сферы в муниципальную собственность, целый ряд других нововведений – все это требует приложения соответствующих усилий и своевременной реакции со стороны профсоюзов для решения уставных задач по защите прав человека труда. Следовательно, эффективность нашей работы должна быть усилена многократно.

– И вы взяли инициативу в свои руки, возглавив этот многострадальный процесс объединения?

– Именно так. Что собой сегодня представляет наш профсоюз? Почему именно мы, говоря вашими словами, возглавили многострадальный процесс объединения?

В сентябре этого года профсоюзу гражданского персонала Сухопутных войск – Профсоюзу Армии России (сегодня Профсоюз ВС России) исполняется 20 лет. Это добровольное общественное объединение членов профсоюза – работников воинских частей, военно-учебных заведений, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации и работников других видов деятельности ВС РФ, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующими на всей территории Российской Федерации, а также в российских войсках, находящихся за рубежом.

Основная его задача – защита прав и интересов членов профсоюза по вопросам трудовых отношений, опять же прав и интересов профсоюзных организаций в органах законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и военного командования, а также проведение работы по повышению уровня жизни гражданского персонала армии.

К слову сказать, профсоюз заботится не только о своих членах. За все годы работы не припомню ни одного случая отказа в помощи любому работнику из числа гражданского персонала воинских частей и организаций, где есть наши ячейки. Нередко к нам обращаются за помощью работники различных отраслей промышленности и государственных учреждений, находящихся в сфере внимания других профсоюзов, а также военнослужащие. Чуткость и внимательность – норма в нашей работе. Хотя не все получается, как хотелось бы. Особенно в последние годы, которые связаны с беспрецедентным реформированием военной структуры государства. Но мы не опускаем руки, прилагаем все усилия для решения поставленных задач.

– Вы назвали военные округа. Но ведь принято решение об их сокращении и создании на их месте четырех объединенных стратегических командований…

– Профсоюз ВС России как самое многочисленное общество и наиболее приближенное в организационном плане к военной структуре Вооруженных Сил полностью вписывается в предстоящее реформирование, когда командующим военными округами (ОСК) будут оперативно подчинены все без исключения воинские части, учреждения, организации и военные предприятия, расположенные на их территориях. В том числе и поэтому после многочисленных обсуждений в территориальных профорганизациях мы взяли на себя инициативу по реформированию военных профсоюзов.

На первом заседании V съезда профсоюза, как я уже говорил, он был переименован, и 21 мая 2010 года в Министерстве юстиции Российской Федерации нам выдали Свидетельство о государственной регистрации нового наименования. Профсоюз ВС России предложил всем военным профсоюзам присоединиться к нему, то есть создать на своей базе единый военный профсоюз.

На удивление, все с заинтересованностью восприняли эту идею. Правда, как вскоре выяснилось, каждый руководитель понял ее по-своему.

Встал вопрос: как реорганизовываться? Мы предложили присоединиться другим, наиболее крупным военным профсоюзам к нашему, переименовав их в межрегиональные территориальные организации, не нарушая структуру и порядок работы. При этом по нашим разработкам организационной структуры единого военного профсоюза все три председателя межрегиональных профсоюзов (ВВС и ПВО, РВСН и КВ, ВМФ) будут заместителями председателя Профсоюза ВС России.

Все другие профсоюзы, как нам представляется, должны стать территориальными организациями наравне с уже существующими территориальными организациями Профсоюза ВС России. Как видите, никто не будет ущемлен в своих правах и возможностях влиять на ситуацию в зонах своей компетенции и ответственности. Если встает вопрос о лидере (председателе) нового, объединенного военного профсоюза, то Профсоюз ВС России предлагает обсудить этот вопрос, не претендуя на свою исключительность.

Но у этого варианта реорганизации появились противники. Главный – ФПВС России, которая предложила создать единый профсоюз путем слияния. Казалось бы, а в чем разница? Она огромная!

Профсоюз ВС России уже зарегистрирован в Минюсте, внесен в Единый государственный реестр юридических лиц, мы получили свидетельство из Налоговой службы. Словом, проделана титаническая работа. И вдруг нам предлагают ликвидировать огромную профструктуру и заняться созданием новой, на регистрацию которой уйдут многие месяцы, придумывать новое название. Зачем?

Да и что можно предложить лучше? Название полностью соответствует закону «Об обороне» и Конституции РФ, отражает внутреннюю суть общего военного профсоюза для гражданских лиц, подходит для любого вида и рода войск. В конечном итоге работа единого военного профсоюза будет парализована, разрушится наработанная практика взаимоотношений внутри каждой из ныне существующих организаций.

Почему федерация заняла такую позицию? Впрочем, если вникнуть в суть их предложений, ничего странного здесь нет. Дело в том, что в соответствии с федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с созданием единого военного профсоюза ФПВС России прекращает свое существование, а ее работники (четыре человека), само собой, останутся не у дел. Поэтому федерация предлагает создать на ее базе единый профсоюз работников Вооруженных Сил. Однако инициаторы данной идеи забывают, что сделать это по закону нельзя, так как реорганизация (присоединение или слияние) предусмотрена только в отношении профсоюзов и первичных профсоюзных организаций. Только члены этих организаций в соответствии с уставом профсоюза или положением о первичной профсоюзной организации полномочны принимать такие решения.

Это, отмечу, понимают и в самой федерации. Не случайно в последних ее документах предлагается повременить с созданием единого военного профсоюза, отложить реформирование до лучших времен.

– А какова позиция других организаций?

– При обсуждении предложенного им ФПВС России сценария реорганизации уже возникли многочисленные противоречия. Так, президиум ЦК Профсоюза работников ВВС и ПВО определил свою позицию. Суть ее в том, чтобы до создания единого профсоюза сохранить центральный и территориальные комитеты Профсоюза работников ВВС. А после ликвидации ФПВС заключить договор с Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России. Иными словами, руководство Профсоюза ВВС и ПВО поддержало наше предложение, а не федерации.

В декабре этого года на съезде выработает свое отношение по поводу реорганизации и Профсоюз рабочих и служащих Минобороны.

Хочу особо отметить в заключение, что отказ от создания единого военного профсоюза путем присоединения еще на много лет может отодвинуть фактическую реализацию решения этой важной проблемы. В результате межпрофсоюзных войн будет упущено время, и в конечном итоге проиграют все, в первую очередь простые работники, а многие наши программные установки, решения, о которых я говорил в начале беседы, так и останутся благими намерениями.

К слову сказать, руководство Минобороны России благожелательно, с пониманием относится к происходящим процессам. Но такое отношение не может длиться вечно. Поэтому мы еще раз настоятельно предлагаем всем лидерам военных профсоюзов воспользоваться этим благоприятным моментом, принять решения, которые подведут черту под многолетними усилиями по объединению военных профсоюзов, что, несомненно, станет благодатной почвой для защиты интересов и повышения уровня жизни гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Справка «ВПК»

Сегодня Профсоюз гражданского персонала Вооруженных Сил России насчитывает более 127 тысяч человек, объединенных в 1954 первичные профсоюзные организации, которые действуют в 76 субъектах Российской Федерации. Функционируют шесть территориальных комитетов профсоюза (ТКП) во всех военных округах: Ленинградском, Московском, Северо-Кавказском, Приволжско-Уральском, Сибирском и Дальневосточном.



9 октября Государственная Дума планирует рассмотреть в первом чтении проект закона «О профессиональных союзах военнослужащих». Это не первая попытка принять подобный закон, и то, что депутаты возвращаются к нему снова, говорит о необходимости такого нормативного акта. Военные профсоюзы стали реальностью, и с этим приходится считаться. Наш корреспондент встретился с председателем Общероссийского профессионального союза военнослужащих (ОПСВ) Олегом ШВЕДКОВЫМ и попросил его ответить на ряд вопросов.

Олег Константинович, то, что военнослужащие объединяются в общественную организацию по профессиональному признаку, наверное, уже никого не удивляет. Но то, что человек, который носит погоны, может занимать активную гражданскую позицию, еще кое-кого смущает. Не так ли?

На мой взгляд, здесь существуют проблемы, аналогичные тем, которые испытывает страна при врастании в рыночную экономику. Так же непросто идет у нас и формирование гражданского общества, без чего в новых условиях Россия не сможет нормально развиваться. Соответственно, на новых принципах должны строиться и военно-гражданские отношения в государстве. Система гражданского контроля над Вооруженными Силами охватывает три направления: государственно-административное, парламентское и общественное. При этом роль общественных организаций, в том числе создаваемых в армии и на флоте, в утверждении демократических начал в военно-служебных отношениях, в повышении социальной и правовой защищенности военнослужащих и членов их семей все больше возрастает.
Если будет принят закон о профессиональных союзах военнослужащих, в разработке которого, кстати сказать, принимали участие представители нашей организации, очень многие вопросы получат строгую правовую регламентацию. Хотя нельзя сказать, что все это время мы жили в правовом вакууме. Право военнослужащих на участие в свободное от службы время в работе общественных организаций, декларированное Конституцией РФ, закреплено в законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», вступившем в силу 20 января 1996 года, а также по нашей инициативе в последней редакции закона «О статусе военнослужащих».

И тем не менее скептиков тоже можно понять: общественных организаций, которые провозглашают своей главной целью защиту интересов военнослужащих, только в Москве насчитывается сотни, а реальной отдачи от большинства из них нет…

К сожалению, это так. Я тоже могу назвать не одну такую организацию, которая фактически существует только на бумаге. Некоторые из них начинают «играть» в политику, что, на мой взгляд, недопустимо, особенно для профсоюзов. Сейчас, накануне выборов, такая активность, возможно, возрастет. Ничего, кроме вреда, это не приносит. В том числе дискредитирует саму идею общественной активности людей в погонах.
Я считаю, что есть несколько критериев, по котором можно оценить надежность той или иной общественной организации. Это признание ее органами государственной власти и, соответственно, привлечение ее к реализации общественно значимых программ. Это общественный интерес к ней, ее реальные возможности и, наконец, время ее существования.
Если говорить о нашем Общероссийском профсоюзе военнослужащих, то он был создан 17 января 1992 года. Военный профсоюз подписал соглашения о сотрудничестве с Министерством обороны, МЧС, Федеральной службой железнодорожных войск и другими силовыми структурами, правительством Москвы, администрациями большинства субъектов Российской Федерации (наши региональные организации работают в 80 республиках, краях и областях), другими государственными структурами, а также общественными объединениями.

Олег Константинович, если мне не изменяет память, вы были избраны председателем ЦК профсоюза на третьем съезде НПСВ в мае 1997 года. Тогда считалось, что прежнему руководству профсоюза не удалось избежать политизации. Часть региональных организаций свои усилия сосредоточила именно на этом, участвуя в предвыборных кампаниях…

Конечно, можно было понять интерес политиков к Независимому профсоюзу военнослужащих (так он тогда назывался): есть организация, имеющая отделения в десятках субъектов Российской Федерации. Три четверти состава - бывшие военнослужащие, одна четверть - кадровые. Есть внутренняя дисциплина, сложившаяся структура, наработанные контакты, влияние в армейской среде... Вместе с тем это сила, с которой не могут не считаться силовые структуры. Конечно, профсоюз военнослужащих не может вторгаться в административную деятельность командования, он не вправе требовать от Министерства обороны заключения отраслевого тарифного соглашения, а первичные организации - коллективного договора.
Но последние шесть лет мы придерживаемся четкой линии – работать в тесном контакте с органами власти и военного управления. Взаимодействуем и с законодательной, и с исполнительной властью. Наши представители постоянно работают в рабочих группах комитетов Государственной Думы по обороне и по делам ветеранов, участвовали в разработке шести социально значимых для военных людей законопроектов. Мы активно взаимодействуем непосредственно с председателем Комитата по обороне Андреем Ивановичем Николаевым, который, на мой взгляд, ведет огромную работу по защите прав военнослужащих. Я долгое время работаю в составе правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. У нас налажены хорошие, деловые связи с руководством ряда субъектов Российской Федерации. Мы поддерживаем на губернаторских выборах тех людей, которые, придя к власти, готовы решать социальные проблемы военнослужащих. По нашим предложениям в шести субъектах приняты местные законы, усиливающие социальную защиту военнослужащих. Два члена нашей организации являются помощниками губернаторов, более сорока избраны в состав местных законодательных собраний, 32 человека являются членами комиссий по распределению жилья при администрациях субъектов Российской Федерации. Но вся эта деятельность Общероссийского профессионального союза военнослужащих далека от политики, у нас хватает конкретных дел, которыми нужно заниматься, решая насущные проблемы военнослужащих и членов их семей.

- Какие конкретно?

Мы не можем заменить государственные структуры, призванные заниматься социальной защитой людей в погонах. Это слишком масштабная задача. Есть федеральный бюджет, есть всевозможные государственные программы, нацеленные на обеспечение людей жильем, новой профессией и рабочими местами после службы в армии, и то все они пробуксовывают. И если уж у государства не хватает средств на эти цели, то что говорить нам. Но мы считаем своим долгом содействовать реализации данных программ, а в отдельных случаях предлагаем дополнительные меры по усилению социальных гарантий военнослужащим. Взять хотя бы наиболее острую проблему, которая сегодня волнует людей в погонах, – обеспечение жильем. Так, в 1999 году Центральный комитет профсоюза военнослужащих предложил главе государства программу внебюджетного наполнения федеральной программы «Государственные жилищные сертификаты», которая была одобрена им. К сожалению, известные события 1998 года, связанные с дефолтом, помешали ее реализации. В мае 2000 года мы доложили Владимиру Владимировичу Путину наши предложения по корректировке программы ГЖС, и значительная часть их была учтена в постановлении правительства.
В настоящее время при Центральном комитете создан Центр реализации обязательств государства перед военнослужащими, гражданами, уволенными в запас, членами их семей, деятельность которого предусматривает строительство жилья для данной и других категорий населения за счет привлечения внебюджетных средств. Мы считаем, что эта деятельность достаточно перспективна, ее поддержали правительственные структуры, и Госстрой России 30 июля 2003 года издал приказ № 280 по взаимодействию с центром. 14 августа состоялось заседание совместной рабочей группы, где представители профсоюза доложили о проделанной работе в 2003 году по обеспечению граждан в четырех районах Ставропольского края (города Железноводск, Георгиевск, Невинномысск, Кировский район), Оренбургской области, городе Ростове-на-Дону. Всего по состоянию на 1 июля 2003 года по технологии опережающего финансирования государственных программ, разработанной и запатентованной представителями профсоюза, приобрели квартиры 4.312 человек на общую сумму 2,6 млрд. рублей. Кроме того, квартирно-строительное управление профсоюза активно взаимодействует с теми структурами в более чем 50 регионах России, которые способны реализовать государственные жилищные сертификаты военнослужащих. Мы готовы давать в этом вопросе любую консультацию всем, обратившимся к нам за помощью. Только за прошлый год через нас прошли более 1.200 человек.
Кроме того, у нас на «жилищном фронте» активно действуют региональные организации. К примеру, по просьбе профсоюзных организаций Ярославля и Костромы приняты решения о выделении землеотводов под строительство жилых домов для участников программы «Государственные жилищные сертификаты» в этих городах. В настоящее время ведутся переговоры с правительством Москвы и мэром города Сочи о предоставлении возможности профсоюзу реализовать аналогичные проекты.
Одним из важных направлений деятельности организаций являются вопросы социальной адаптации военнослужащих. Руководители профсоюза включены в состав объединенной дирекции по реализации одноименной государственной программы. Мы создали свои биржи труда в ряде субъектов Российской Федерации, например, в Краснодарском крае, Адыгее, Мурманской, Калининградской областях и т. д. С упразднением центра занятости «Кутузовский», действовавшего в Москве, нам удалось убедить мэра столицы Юрия Михайловича Лужкова в необходимости возрождения подобной структуры. И при активной поддержке Комитета по общественным связям правительства Москвы в лице председателя Татьяны Алексеевны Васильевой и ее первого заместителя Александра Васильевича Чистякова такой центр создан и начал свою работу.
Мы также занимаемся вопросами переподготовки военнослужащих на гражданские специальности. Профсоюз является членом попечительского совета Института им. Екатерины Великой (г. Москва), который действует благодаря финансовой поддержке Союза офицеров бундесвера (немецкий профсоюз военнослужащих), у нас есть ряд региональных программ по переподготовке людей в погонах.

- Насколько я знаю, вы взаимодействуете со многими зарубежными профсоюзными организациями?

С 1994 года мы являемся членами Европейской ассоциации профсоюзов военнослужащих (ЕВРОМИЛ), объединяющей 32 союза из 28 государств. ЕВРОМИЛ является ассоциированным членом Европарламента со статусом наблюдателя и оказывает содействие в соблюдении гражданских прав военнослужащих. В 1998 году мы выступили инициаторами создания Международной ассоциации профсоюзов военнослужащих с целью объединить военнослужащих на постсоветском пространстве. Сегодня в эту организацию, помимо ОПСВ, входят профсоюзы Украины, Армении и со статусом наблюдателя – профсоюзы Абхазии и Приднестровья.

- Что реально вы можете дать конкретному военнослужащему, обратившемуся к вам за помощью?

Мы гарантированно даем таким людям бесплатную юридическую консультацию, а членам профсоюза – сопровождение дел в судах при наличии такой необходимости. У нас существует понятие адресной помощи: это и инвалидные коляски, и слуховые аппараты для нуждающихся в них, оказание финансовой поддержки. Иногда это и защита прав, связанных с прохождением военной службы. Накоплен большой опыт по организации благотворительной помощи. Мы доставляли гуманитарные грузы во все «горячие точки», оказывали содействие в обеспечении оргтехникой подшефным воинским частям.

- Олег Константинович, куда могут обратиться военнослужащие за советом или помощью от профсоюза?

Они могут обратиться в наши региональные организации и непосредственно в Центральный комитет ОПСВ по адресу: Москва, Ленинский проспект, 42. Телефоны для справок: 938-73-14, 938-72-32.
Когда верстался номер, редакции стало известно, что генеральный директор ФГУП "Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас" (ВЦПО) Минобороны РФ генерал армии Михаил Моисеев принял решение о выходе из числа разработчиков и участников так называемого Всероссийского форума по проблемам обеспечения жильем бесквартирных военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Председателю профсоюза военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Московской области Владимиру Вахания (кстати, не имеющему к военной службе никакого отношения) направлено официальное письмо. В нем, в частности, говорится, что форум в организационном и теоретическом отношениях не подготовлен, и его проведение 24-25 октября нецелесообразно.
Наконец, самое главное. Без согласования с руководством ВЦПО "активисты" от профсоюзных дел приняли решение провести некий "марш-поход", который противоречит задачам форума и удовлетворяет лишь личные амбиции его организаторов. По словам заслуженного генерала, данная акция носит ярко популистский характер и практической помощи бесквартирным военнослужащим не окажет. Генерал армии Михаил Моисеев потребовал ее отменить, принял решение о выходе из состава оргкомитета форума и направил об этом письма губернаторам областей.
Данный комментарий не последний в нашей газете. Мы оставляем за собой право информировать читателей об истинных целях и скрытых намерениях так называемых радетелей за социальные права людей в погонах.